Форма срочного заказа

Принципы построения модели сложно-структурируемой социально- экономической системы на примере Арктического пространства РФ

Помощь в написании диссертации

Узнай стоимость написания диссертации прямо сейчас
ПОЛУЧИТЬ СКИДКУ

 

Пример магистерской диссертации по логистике: Принципы построения модели сложно-структурируемой социально- экономической системы на примере Арктического пространства РФ

РЕФЕРАТ

Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

В магистерской диссертации представлены 112 страниц, 6 рисунков

Ключевые слова: Арктика, регионы российской Арктики, социально- экономическая система, многосекторная модель, моделирование, эконометрическое уравнение.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, изложены цель и задачи работы, предмет и объект исследования, а также научная новизна, методы исследования и т.д.

Первая глава посвящена характеристике и анализу социально- экономической системы Арктики как сложно-структурируемого объекта, рассматривается международно-правовой статус Арктического региона, зоны жизнедеятельности человека, предприятия и процессы, протекающие в них, а также внешний фактор.

Во второй главе данной работы представлен обзор существующих подходов моделирования сложно структурированных социально- экономических систем.

В третьей главе приведена концепция построения модели Арктики как сложно структурированного объекта, объединяющей модели промышленных предприятий с моделями муниципальных образований, которые в свою очередь объединяются с моделями регионов и моделью экономики Российской Федерации.

В заключении представлены выводы по поставленным задачам.

 

ABSTRACT

The master dissertation work consists of introduction, 3 chapters, conclusion, the list of the used literature. General volume of dissertation is 112 pages, 6 pictures.

Key words: Arctic, regions of Russian Arctic, socio-economic system, multi-sectoral model, modelling, econometric equation.

Introduction represents urgency of chosen theme, aim and goals of analysis, subject and object of the research. You can find there also the scientific novelty and all methods which are used in an existing research.

The first chapter deals the characteristic and analysis of the Arctic socio- economic system like the complicated object, is considered the international law status of the Arctic zone, systems of vital activities of people, enterprises and interior processes of them, external factor.

In the second chapter there is the review of current approaches for modeling of complicated socio-economic systems.

The third chapter contains the conception of modeling the Arctic like the complicated object including the links among the models of enterprises, models of municipal formations, regions and national economy at the whole.

Conclusion summarizes the main concepts of the master’s thesis.

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно общепринятым географическим определениям Арктика – северная полярная часть Земли, включающая в себя Северный Ледовитый океан, прибрежные территории материков Евразии и Северной Америки, а также практически все острова внутри данной территории, ограниченной с юга географической параллелью, лежащей под 66°33' северной широты, — Северным полярным кругом. В Арктике находятся территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми государств – Российской Федерации, США, Канады, Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии. Территория Арктики составляет примерно 21 млн. кв. км.

Арктика вызывала к себе интерес еще с начала XX в. Тогда, правда, он рассматривался скорее как объект для научных исследований. Неизведанная человеком северная территория замороженного океана, северный полюс – всё это было доступно только для подготовленных к суровым условиям заполярья экспедиций. Уровень научно- технического прогресса того времени также ограничивал доступ человека к Арктике. Тем не менее «еще в начале 20 столетия арктические страны волновали вопросы истощения запасов живой природы, урегулирование интересов стран к ресурсам Арктики, а также демилитаризация арктического региона. Свидетельством тому являются северная тихоокеанская Конвенция об охоте на тюленей 1911 г., Договор о Шпицбергене 1920 г., Конвенция о белых медведях 1973 г». Подписание этих международных договоров рассматривается международными исследователями как успешные попытки сотрудничать в арктическом регионе. Комплекс подобных международных договоров имеет своей целью создать единую систему управления Арктикой.

В конце 20 – нач. 21 вв. рост международного интереса к арктическому региону сделал его объектом геополитики для различных государств и международных организаций, в том числе и для России. Это объясняется богатой ресурсной базой данного региона.

Научно-технический прогресс и исследования Арктики на протяжении всего 20 века позволили открыть в данном регионе огромные запасы природных ресурсов: как уже обнаруженных, так и предполагаемых. Прежде всего, это нефть и газ. По данным геологической службы США Арктика содержит в себе до 25% мировых нефтегазовых запасов, то есть это примерно 90 млрд. баррелей нефти, свыше 40 трлн. куб. м. газа.

«В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные — золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней».

Таким образом, можно сделать вывод, что природный потенциал Арктики достаточно велик. Суммы от продажи возможных запасов природных ископаемых арктического региона исчисляются триллионами долларов США. При этом стоит отметить, что такие оптимистичные прогнозы ресурсов Арктики в основном прогнозные. Общая стоимость уже разведанных запасов составляет порядка 1,5-3 трлн долларов США. Следовательно, это говорит о низком уровне разведанности ресурсов данного региона, только порядка 1,5-2%. Несмотря на это, Арктика оценивается как регион с огромным ресурсным потенциалом.

Социально-экономическая система Арктического пространства РФ – это сложно структурированная система с множеством подсистем, на которую оказывают влияние внешние факторы, способные в любой момент воздействовать через акторов на всю систему. Ни одна модель не способна адекватно отразить и тем более предсказать какие- то коренные изменения в модели на случай кардинальной смены характера взаимоотношений внутри системы. То есть если допустим в Арктике разразятся крупномасштабные военные действия или Россия потеряет потребителей нефти и газа (европейские и азиатские потребители), для которых осваиваются континентальные шельфы на Арктике, то проекты освоения новых месторождений будут приостановлены, а значит будет остановлено и социально-экономическое развитие в данной части Арктики, что повлияет на все положение дел российской Арктики.

Модель     –    это    упрощённое    представление    реального    устройства    и/или протекающих в нём процессов, явлений.

В нашем случае объектом моделирования является Арктическое пространство РФ с его сложно структурируемой социально-экономической системой функционирующей в условиях риска и неопределенности. С нашей точки зрения Арктику представляется возможным, как и любой другой сложноструктурированный объект, представить  совокупностью более простых элементов. Арктическое пространство РФ – это система, которая включает себя множество других систем более низкого уровня. Предполагается, что данные системы можно разделить по административно-территориальному признаку, то есть рассматривать Арктику как систему арктических субъектов РФ, затем на более низком уровне как систему муниципальных образований, входящих в субъекты РФ. На территории муниципальных образований существуют самые элементарные базовые экономические единицы модели – предприятия. Таким образом, модель социально- экономической системы Арктического пространства РФ представляется как система систем.

Взаимосвязь между разными уровнями модели можно обосновать и найти определенные корреляционные зависимости между параметрами. Такой методикой представляется возможным объяснить любую социально-экономическую сложно структурируемую систему.

Степень изученности проблемы. Тема нашего исследования достаточно широко представлена в отечественной научной литературе, но по отдельным ее аспектам. Большое значение для написания работы имела монография Ю.В. Лукина, которая помогла с анализом и характеристикой Арктического пространства РФ. Кроме того, автор разработал в данной монографии собственную междисциплинарную модель многослойного пространства Арктики «Арктик XXI», с помощью которой анализировал актуальные проблемы геополитики Арктики и тренды эволюции Арктического пространства. Важное место в понимании роли Арктики в мировой экономике заняла работа В.Н. Конышева и А.А. Сергунина.

Стоит отметить работы Кононова А.В., Логинова А.В. Терехова С.А., которые представили богатый фактический и аналитический материал о принципах моделирования и построения моделей акторов, нейросетевых информационных моделей, проанализировали основные этапы построения этих моделей, цели и задачи. Кроме того, авторы подробно рассмотрели принцип работы компьютерных моделей указанных типов. Большое значение для написания работы имели статьи исследователей Тюменцева Е., Меньшиковой Л.В. для понимания сущности моделирования социально-экономических процессов с помощью модели авторов.

В отечественной и иностранной литературе вопрос математического моделирования социально-экономических процессов изучен достаточно разносторонне. Следует выделить прежде всего монографию Лебедева В.В. в области математического моделирования социально-экономических процессов, которая рассматривает и разъясняет сущность моделирования как метода исследования экономических процессов.

Большой вклад в обоснование построения модели Арктического пространства РФ внесли работы исследователей Диденко Н.И. и Скрипнюк Д.Ф., которые поэтапно рассмотрели методологические принципы анализа социально-экономических процессов с использованием эконометрических уравнений, обоснованием показателей, их взаимосвязей, построением систем, которые являются моделями исследуемого объекта.

В качестве базы анализа экономических процессов и стратегии развития Арктики следует упомянуть работы Березовской М.Ю., Вышинской Ю.В., Ивановой М.В., которые дают оценки перспектив социально-экономического развития Арктики.

В целом, в российской и англоязычной историографии за последние десятилетия накопился богатый материал по темам, связанным с темой нашего исследования, но он затрагивает лишь отдельные аспекты, рассматривает отдельно либо Арктику и ее социально-экономическое развитие, либо отдельно методы математического моделирования социально-экономических процессов, анализ различных способов моделирования, либо модели Арктики, но которые носят сугубо информативный, описательный характер, обосновывающие взаимосвязи между различными социальными процессами внутри региона, но рассматриваемые их только для характеристики региона, а не построения модели, способной предсказать определенные социально-экономические параметры, что доказывает необходимость комплексного рассмотрения данной  проблематики с учетом глубокого анализа Арктического пространства РФ и методического поэтапного построения модели Арктического пространства с обоснованием взаимосвязи отдельно взятых параметров модели.

Объектом данного исследования является Арктическое пространство РФ со сложно структурируемой социально-экономической системой, функционирующей в условиях риска и неопределенности.

Предметом данного исследования является модель сложно структурируемой социально-экономической системы с учетом риска и неопределенности.

Целью данного исследования является разработка концепции построения многоуровневой (в нашем случае четырехуровневой) модели, объединяющей модели промышленных предприятий, муниципальных образований с моделями регионов и моделью экономики Российской Федерации. Достижение данной цели требует решения следующих задач:

- проанализировать и охарактеризовать социально-экономическую систему в Арктике с целью обозначения особенностей изучаемого объекта и тенденций его развития;

- проанализировать различные способы моделирования социально- экономических систем;

- дать оценку различным способам моделирования с точки зрения возможности их использования для моделирования социально- экономической системы Арктического пространства РФ;

- обосновать взаимосвязь различных социально-экономических показателей в рамках выбранной модели при построении многоуровневой модели социально-экономической системы Арктического пространства РФ;

- проанализировать построенную модель.

Основной идеей работы является построение концептуальной многоуровневой (в нашем случае четырехуровневой) модели, объединяющей модели промышленных предприятий с моделями муниципальных образований, которые в свою очередь объединяются с моделями регионов и моделью экономики Российской Федерации. Данная модель является одним из возможных подходов анализа социально-экономического развития региона Арктического пространства Российской Федерации.

Источниковая база исследования. Использованные в исследовании источники можно подразделить на следующие группы: первая группа – это официальные документы 

органов государственной власти Российской Федерации; вторую группу образуют интервью и выступления российских политических деятелей. Из первой категории стоит упомянуть многочисленные документы правительства РФ и других государственных органов касательно развития Арктического региона. Из второй группы, прежде всего, стоит отметить выступления и высказывания Президента РФ В.В. Путина касательно развития Арктического региона, с началом президентства которого многие исследователи связывают новую эпоху в развитии Арктики. Выступления президента РФ, данные как в официальной, так и неофициальной обстановке, дают четкое представление о важности развития данного региона для благополучного развития национальной экономики РФ. К отдельной группе стоит отнести данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ.

Методологическое описание. В ходе настоящего исследования были использованы методы сравнительного анализа, дедукции, структурно-функциональный метод, классификации, моделирования.

Метод сравнительного анализа и структурно-функциональный, например, применяется в исследовании характеристик социально-экономической системы Арктического пространства РФ (глава 1). Метод моделирования используется в главе 3 при построении авторской многоуровневой модели Арктического пространства РФ. Для поиска необходимых параметров, характеризующих социально-экономическую систему и обоснования связей также используются структурно-функциональный метод, метод классификации и дедукции.

Данное исследование имеет высокую степень актуальности, поскольку роль Арктического региона в экономике России сложно переоценить. Исследование социально- экономической системы Арктического пространства РФ с целью изучения главных параметров, которые влияют на благополучное развитие данного региона, является одной из первостепенных задач всей государственной политики социально-экономического развития данного региона. Новизна исследования заключается в том, что в рамках него 

впервые Арктика описывается не только как описательная информационная модель, но и как математическая модель сложно структурируемой социально-экономической системы Арктического пространства РФ, состоящая из множества частных моделей, механизмы внутри которых обосновываются с помощью выборки социально-экономических параметров, которые представляется возможным подсчитать. Автору в ходе исследования удалось построить многоуровневую модель социально-экономической системы Арктического пространства РФ, которая характеризуется тремя уровнями плюс дополнительным вспомогательным нулевым уровнем, что способствует обоснованию социально-экономических процессов от самого мелкого субъекта Арктического пространства до всего Арктического пространства в целом в рамках всей национальной экономики России.

Результаты данного исследования представляется возможным использовать государственными органами для разработки программ социально-экономического развития Арктической зоны РФ, а также исследователями для разработки более частных социально-экономических моделей в рамках Арктического пространства РФ, а также в качестве пособия для моделирования социально-экономических систем.

Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

 

ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В АРКТИКЕ КАК СЛОЖНО-СТРУКТУРИРУЕМОГО ОБЪЕКТА

1.1 Международно-правовой статус Арктического региона

Арктика является зоной притязания множества приарктических государств, которые заявляют свои права и претензии на использование данного региона в своих целях. В связи с этим для четкого понимания зоны Арктического пространства РФ  следует подвергнуть анализу юридический статус Арктики. Безусловно, на сегодняшний день в современной системе международных отношений, где международное право играет главенствующую роль, вопрос международно-правового статуса арктического региона является самым важным и решающим в процессах раздела данной территории (а скорее даже раздела ресурсов вместе с территорией) между государствами.

Правовой статус Арктики исторически устанавливался по мере изучения данного региона. Необходимость как-то присваивать себе части арктического региона могла производиться только по мере открытия и освоения новых территорий. Но этот процесс затягивался из-за воздействия таких факторов как удаленность Арктики от центров развития мировой цивилизации, суровый климат, не позволяющий свободно пребывать на данной территории и использовать технику для эксплуатации и создания инфраструктуры на новых территориях.

Процесс юридического присвоения арктических земель и водных пространств проходил в основном путем создания внутренних правовых законов о принадлежности определенных частей Арктики государству. Такие шаги предпринимались потому, что осваивавшие новые земли страны открывали там новые ресурсы, вкладывали деньги в их освоение, а, следовательно, хотели иметь гарантии сохранения этих территорий за ними. Также одним из факторов стала необходимость защитить границы государства с севера от любой внешней опасности.

Однако присвоение сухопутных образований Арктики и водных пространств имеют различия. На сегодняшний день все известные земли Арктики имеют суверенитет одного из 5 приарктических государств – России, Дании (Гренландия), США, Канады или Норвегии. Присвоение данных земель проводилось путем принятия внутренних законодательных актов этими государствами. Первый случай в истории, когда арктические земли стали территорией приарктического государства – это обозначение на официальных канадских картах некоторых районов Арктики севернее Канады в качестве  владений этого государства. В 1925 г. Канадой уже был принят закон о северо-западных территориях, закрепляющий суверенитет этого государства на землях Арктики.

«Между тем в юридической литературе долгое время высказывалось мнение, согласно которому властные правомочия приарктических стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса. Этот подход к оценке юридического статуса пространств Арктики — так называемая теория секторов (секторальная или секторная теория) — какого-либо подкрепления в положениях национальных нормативных актов или международных договоров не получил. Сам термин арктический (или полярный) сектор в официальных международно-правовых документах не используется; более того, такие документы, в том числе законодательные акты Канады и СССР, закрепляют правомочия соответствующих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные там сухопутные — материковые и островные — образования. Даже особый правовой статус архипелага Шпицберген, основанный на многостороннем международном договоре, с полной определенностью фиксирующем признание над этим архипелагом суверенитета Норвегии, никоим образом не затрагивает сопредельных с ним морских пространств арктического сектора, в  пределах которого он находится».

Таким образом, на сегодняшний день в принципе проблем с разделом сухопутных земель и островов Арктики нет. Это легко объяснить. Особого интереса данные территории не представляют. Для обитания они малопригодны. Гораздо больший интерес для стран Арктики и не только представляют водные пространства Арктики, в том числе морское дно, за которым кроются огромные запасы минеральных ресурсов.

Юридический статус морских пространств Арктики определяется в принципе общими принципами международного права относительно Мирового океана. Прежде всего, это конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Основной принцип этой конвенции - разделения водных пространств по статусам и в соответствии с ними определение прав контролирующего эти районы государства и других государств - рассмотрен уже выше. Однако, особое внимание стоит уделить отдельным пунктам данной конвенции, которые делают возможным появление некоторых «исключений из правил».

В составе России, Канады и Норвегии есть водные пространства, ширина которых превышает обозначенные в документе 12 морских миль, но включенные во внутренние или территориальные воды данных приарктических государств. Причем эти территории как правило являются морскими путями. Юридически такие части океана называются

«историческими водами». Такой отход от единых правил обусловлен тем, что данные водные пространства изначально были освоены и оборудованы только усилиями одного арктического государства.

Такой режим использования некоторых проливов, заливов Арктики создает особые сложности для развития международного судоходства в арктическом регионе, поэтому, безусловно, требуется международное урегулирование данных вопросов и готовность приарктических государств идти навстречу международному сообществу. Так, Норвегия сегодня свободно пропускает иностранные торговые и даже военные корабли через Индерлее (норвежская прибрежная судоходная магистраль), Россия сейчас тоже готова упрощать процедуры пропуска судов через Северный морской путь. Полная отмена данных мер по весьма объективным причинам невозможна, поскольку Северный морской путь непостоянен, он может в зависимости от сезона проходить то севернее, то южнее определенных островов, требует серьезного обслуживания ледоколами и во многих районах сопровождения иностранных судов ледоколами. Однако, главное – это максимально объективно упростить данные процедуры и содействовать развитию международного судоходства по Северному морскому пути. Что касается Канады, то она постановила считать своими территориальными водами Северо-Западный проход, который является естественным соединением Северного Ледовитого океана и Атлантического. Безусловно, данные меры, учитывая географическую роль данных вод, в какой-то мере кажутся не совсем объективными и требуют нахождения какого-то компромисса между Канадой и мировым сообществом.

Таким образом, если подводить итог характеру международно-правового статуса Арктики, то можно сделать один самый актуальный и в принципе очевидный вывод – это неокончательность этого статуса. Слишком много открытых вопросов остается, которые требуют решения. Прежде всего, каким статусом обладают водные пространства вне 200 мильной зоны исключительных экономических зон Арктики и сам Северный полюс? На некоторых пространствах Арктики свыше 200 миль от побережья континентов проходят еще шельфы, но вопрос – на какую удаленность они идут еще остается открытым. Причины этому – еще малая изученность арктического региона.

Такой статус Арктики к тому же вызывает многочисленные территориальные споры за морские пространства Арктики между приарктическими государствами. Многие из них имеют между собой прения по поводу различных островов, проливов и других пространств. Следовательно, дальнейший раздел Арктики может иметь самые непредсказуемые последствия.

Тем не менее, раздел водных пространств Арктики далее 200 мильной зоны на данный момент не настолько актуален для мирового сообщества, поскольку проекты освоения этих пространств на данный момент экономически неэффективны. В связи с этим можно сделать вывод о том, что на данный момент представляется возможным выделить Арктическое пространство РФ как российскую часть суши в Арктическом регионе вместе с морскими пространствами Арктики в соответствии с конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

В связи с вышесказанным следует четко понимать, что международно-правовой статус Арктики является одним из способов притязаний со стороны других государств в том числе на Арктическое пространство РФ. Приарктические государства, а также НАТО являются факторами, которые способны повлиять на социально-экономическое развитие данного региона. В частности, вопрос раздела подводных пространств суши (шельфов) Арктики может в будущем кардинально поменять ситуацию баланса сил в Арктике в целом, что может отразиться на территориальной целостности Арктического пространства РФ.

Государственные власти России, безусловно, учитывают эти вопросы, которые отражаются в том, что в России уже фактически создан с 01 декабря 2014 года Арктический военный округ, сформировавшийся на базе Северного флота. Хотя еще до недавнего времени российская Арктика была в прямом смысле слова демилитаризованной зоной, из которой были выведены все какие только возможно войска, даже ПВО. И это несмотря на то, что Арктика является огромной пограничной зоной великой державы, до недавнего времени абсолютно незащищенной ничем, кроме арктического сурового климата. Но новые реалии международной безопасности, безусловно, оказывают одно из самых главных влияний на социально-экономическое развитие данного региона. Не имея возможности защитить юридический статус арктических пространств РФ на международной арене не представляется возможным устойчивое развитие Арктики.

 

1.2 Муниципальные образования, субъекты федерации и процессы, протекающие в них. Сущность и понятия

Сегодня социально-экономическое развитие различных регионов России находится под серьезным влиянием как внешних факторов, так и внутренних. Не является исключением и социально-экономическая система, функционирующая в Арктическом пространстве РФ. Одной из главных задач государственной политики по управлению развитием данного региона является определение тех тенденций, которые характеризуют развитие региона, с целью управления этим развитием, чтобы оно было максимально эффективным не только в краткосрочной и среднесрочной перспективах, но и долгосрочной. При этом следует понимать, что Арктическое пространство РФ является настолько обширным и, кроме того, неоднозначным, что следует сначала определиться, что же сегодня исследователи подразумевают под ним.

Существует множество подходов к определению понятия российская Арктика, его производных, таких как Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ), арктическое пространство РФ. Рассмотрим общепринятые подходы, которые позволят максимально эффективно смоделировать данный регион.

Согласно «Основам государственной политики РФ в Арктике», «под Арктической зоной РФ понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане", и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом».

Интерес к арктической проблематике со стороны государства, еще намеченный в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», был развит путем переосмысления и значительного расширения положений этого документа в 2013-2014 гг. В это время были опубликованы

«Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденная Президентом РФ 8 февраля 2013 г., государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ 21 апреля 2014 г., а также Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. No 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Все они, к сожалению, не стали предметом широких обсуждений в научно- экспертном сообществе России. В то же время в них были сконцентрированы представления о принципиально новой государственной политике в отношении Арктической  зоны  страны,  предусматривающей  ее  комплексное  развитие  с  учетом ключевых факторов формирования долгосрочной экономической стратегии России для этой зоны. Ее результатом должно стать переосвоение Арктики, которое было бы экономически выгодным и социально приемлемым во внутрироссийских и геополитических реалиях нашего времени, а сама российская Арктика должна превратиться в обжитой в хозяйственном, инфраструктурном и социальном отношениях регион.

Стоит отметить, что в зависимости от подхода к Арктике причисляют от 7 до 9 субъектов Российской Федерации. Однако по нашему мнению следует придерживаться при анализе социально-экономической системы подхода, обозначенного государственной политикой (8 субъектов). Определение четких границ территории АЗРФ дает понять, какие конкретно территории будут подпадать под широкомасштабную государственную программу развития данного региона. «Предполагаемый общий объем финансирования программы — 1,8 триллиона рублей, из которых 600 миллиардов — средства федерального бюджета, и более 1 триллиона планируется привлечь из внебюджетных источников».

К сожалению, сегодня ВМС России в данном регионе уступают совокупному потенциалу НАТО по количеству кораблей практически на порядок. Однако стремление мирового сообщества рассматривать с точки зрения геополитики Арктику и Антарктику как демилитаризованные зоны позволяют и при таком соотношении сил контролировать российскую Арктику. Поэтому военное присутствие России в Арктике умеренно: Россия планирует создать лишь арктическую группировку войск для защиты своих экономических и политических интересов в этом регионе. Под этим подразумевается только необходимое усиление пограничных войск России и создание береговой охраны арктических границ России. Правда необходимость в различных условиях разнится. Безусловно в случае накала обстановки вокруг Арктики Россия будет стремиться защитить свою часть Арктики.

Поэтому социально-экономическое развитие Арктического пространства России прежде всего зависит от того, какой политики придерживается государство. Это объясняется вполне объяснимыми спецификами суровости климата данного региона, огромного количества сложностей, которые необходимо решать в процессе освоения региона, и соответственно дороговизны развития Арктики.

«В связи с вышесказанным становится необходимо на концептуальном уровне ответить на вопрос, должно ли государственное управление комплексным развитием Арктической зоны быть целостным или, как в настоящее время, программно и территориально рассредоточенным объектом государственного управления. Последний вариант может показаться предпочтительнее в связи с масштабностью всей совокупности намеченных задач и обоснованными представлениями о том, что конкретные мероприятия (задания, проекты) наиболее профессионально обосновываются и реализуются в пределах соответствующих предметно однородных программ. Однако следует учитывать, что программное рассредоточение предлагаемых мер не позволяет обосновывать и реализовывать их в качестве логически и практически связанных единых направлений комплексного развития Арктической зоны России».

Таким образом, следует подчеркнуть, что на данный момент развитие АЗРФ идет не как единый комплексный подход, а программно рассредоточено. На территории Арктической зоны России, наряду с действием федерального законодательства, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и государственных программ, регулирующих решение вопросов, общих для всех территорий государства, реализуются множество отдельных мер различных государственных программ и федеральной адресной инвестиционной программы, имеющие четкую привязку к рассматриваемой зоне и к находящимся на ее территории субъектам хозяйственной деятельности. Например, в  сфере туризма, развития культуры, развития транспортной системы, защиты населения и другое 

Поскольку АЗРФ имеет очаговый характер заселения, то преобладающую роль в ее развитии играют локальные городские муниципальные образования. Так сложилось исторически в процессе заселения Арктики ввиду того, что развитие Арктики шло по  двум направлениям – создание военных баз и добыча полезных ископаемых. Для таких ресурсоемких целей наиболее логичным было строительство крупных городских поселений, которые могли бы концентрировать большое количество людских ресурсов для решения поставленных государством текущих задач.

Существует множество подходов к рассмотрению экономики города (муниципального образования). Наиболее четко описаны два подхода исследователями Рохчиным В.Е., Жилкиным С.Ф. и Знаменским К.Н. «Представляется конструктивной позиция (Рохчин и др., 2010), согласно которой количественную и качественную определенность структуре экономики города придает общественное разделение труда. Это позволяет рассматривать структуру городской экономики как результат исторического развития системы территориального разделения труда, характеризуемый соответствующими пропорциями между локализуемыми в данном городе элементами и связями всех видов экономической деятельности. Поэтому под структурой экономики города предлагается понимать совокупность предприятий различных отраслей хозяйства, дислоцированных на его территории, характеризуемую составом и содержанием, а также пропорциями и связями всех видов деятельности, осуществляемых в рамках этой совокупности отраслей.

Также представляется приемлемым подходом (Рохчин и др., 2010) рассмотрение города в виде триады "природа-население-экономика" вместе с управляющей ею системой. Тогда экономика города определяется как постоянно воспроизводимая целостность производительных сил (работников, средств и предметов труда) и экономических отношений между работающими в следующих сферах его хозяйства: сфере     материального    производства,    социальной    (непроизводственной)    сфере     и природоформирующей сфере».

Сегодня достаточно актуален в российской науке подход к социально- экономическому развитию и росту экономики Арктики через развитие отдельных муниципальных образований. При этом стоит понимать, что экономический рост и развитие являются различными терминами. Экономический рост является показателем, отражающим количественное увеличение выпуска благ и их потребления предприятиями определенного муниципального образования. Экономическое развитие подразумевает появление в экономике чего-то нового, например, введение каких-то инноваций на предприятиях. Безусловно, инновации, а значит и экономическое развитие приносят как правило и экономический рост, но уже через качественное улучшение процесса производства благ.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня АЗРФ рассматривается как перспективный регион, имеющий множество ресурсов, объем которых еще даже не до конца изучен. Потенциал данного региона является очень огромным, однако использование ресурсов Арктики ограничено техническими возможностями, поскольку богатства данного региона (прежде всего полезные ископаемые) находятся на континентальных шельфах, которые скрыты под Северным Ледовитым океаном. Суровые климатические условия также усложняют задачи развития данного региона. Тем не менее, технический прогресс не стоит на месте, поэтому данные территории в XXI веке должны стать мощнейшей ресурсной базой экономического благополучия России.

На данный момент государственное управление социально-экономическим развитием АЗРФ осуществляется путем продвижения конкретных проектов на местах. Безусловно, есть общие государственные программы по развитию АЗРФ как единого региона, но исторически данная территория развивалась путем локального развития отдельных производств в различных частях Арктики. Тем не менее, актуальность вопроса защиты и военной безопасности данного региона заставляет государство постепенно структурировать усилия в единую программу развития АЗРФ. В связи с этим в долгосрочной перспективе ожидается создание более четкой инфраструктуры данного региона, направленной от центральной, федеральной власти далее к арктическим субъектам РФ, от них уже на местный уровень в муниципальные образования.

 

 1.3. Зоны жизнедеятельности человека: социальная среда, производственная среда, экологические системы, сфера природных ископаемых и процессы, протекающие в средах

 

Исторические и природные особенности Арктического пространства России, безусловно, не могут не откладывать свой след на зоны жизнедеятельности человека. В связи с этим АЗРФ характеризуется определенными особенностями, которые следует учитывать при построении модели сложно-структурируемой социально-экономической системы.

Сегодня в Арктике проживает почти четыре миллиона человек; точное количество варьируется в зависимости от того, как определяются границы Арктики. К населению Арктики относятся коренные народы Севера и переселенцы, охотники и оленеводы, сельские жители и горожане. Многие из этих коренных народов проживают только в Арктике, где они продолжают заниматься традиционными промыслами, в то же время адаптируясь к условиям современного мира. Люди уже давно являются частью Арктики, влияя и испытывая на себе влияние местной и региональной среды. За прошедшие несколько столетий влияние переселенцев привело к значительному усилению давления на арктическую среду, в частности, через повышение объёмов улова и убоя животных, а также рост промышленного развития.

Арктика - один из самых малонаселенных регионов мира. Плотность населения в составляет 0,1—0,2 чел. на 1 км2. Кроме того, особенности сурового климата Арктики, но в то же время высокий уровень развития промышленности позволяет сделать выводы о том, что самое лучшее отражение демографической среды сделают следующие показатели: приток населения, отток населения, плотность населения, рождаемость, смертность.

Для благополучного и успешного развития социально-экономической системы Арктики следует развивать не только промышленность, но и социально-экономическую составляющую. Без создания благоприятной социальной инфраструктуры для проживания, люди не будут стремиться не только переезжать, но и оставаться жить на данных территориях. Показателями благополучной социальной среды являются: количество врачей на 10000 человек, количество учителей на 10000 человек, уровень образованности населения, субсидирование медицины, количество школ на 10000 человек, количество детсадов на 10000 человек, средний размер пенсий и пособий, количество жилой площади на 1 чел., обеспеченность домовладений центральным отоплением, канализацией, водоснабжением и другие показатели.

Природные ископаемые Арктики:

В конце 20 – нач. 21 вв. рост международного интереса к арктическому региону сделал его объектом геополитики для различных государств и международных организаций. Это объясняется богатой ресурсной базой данного региона.

Научно-технический прогресс и исследования Арктики на протяжении всего XX века позволили открыть в данном регионе огромные запасы природных ресурсов: как уже обнаруженных, так и предполагаемых. Прежде всего, это нефть и газ. По данным 

геологической службы США Арктика содержит в себе до 25% мировых нефтегазовых запасов, то есть это примерно 90 млрд. баррелей нефти, свыше 40 трлн. куб. м. газа.

«В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные — золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней».

Таким образом, можно сделать вывод, что природный потенциал Арктики достаточно велик. Суммы от продажи возможных запасов природных ископаемых арктического региона исчисляются триллионами долларов США. При этом стоит отметить, что такие оптимистичные прогнозы ресурсов Арктики в основном прогнозные. Общая стоимость уже разведанных запасов составляет порядка 1,5-3 трлн долларов США. Следовательно, это говорит о низком уровне разведанности ресурсов данного региона, только порядка 1,5-2%. Несмотря на это, Арктика оценивается как регион с огромным ресурсным потенциалом.

Исходя из этих данных несложно сделать вывод, что полезные ископаемые данного региона человечеством пока не используются или практически не используются, поскольку потенциал данного региона многократно выше уровня его эксплуатации на данный момент. Следовательно, научные разработки и освоение Арктики будет вестись впоследствии активней. Это может стать причиной конфликтов за раздел ресурсов среди арктических государств.

Кроме минерального сырья не стоит забывать еще и о биологическом – арктический регион является местом распространения уникальных видов животных.

Наиболее редкие среди них – белый медведь, нарвал, морж и белуха. В отличие от разработки природных минеральных ресурсов региона, охота на животных в Арктике ведется уже с начала 20 века. Именно поэтому мировое сообщество уже давно озаботилось урегулированием охоты на животных посредством международных договоров. (Например, конвенция об охоте на тюленей 1911 г., Конвенция о белых медведях 1973 г).

Также важной сферой является рыболовство в Арктических морях. «Это особо хрупкие экосистемы и к ним должен быть особый подход. Российская Арктика, включая Баренцево и Берингово моря, является важнейшим районом для отечественного и мирового рыболовства. Здесь обитает одно из последних еще сохранившихся крупных стад баренцевоморской трески и самый многочисленный вид тресковых – минтай. Помимо минтая, другие виды тресковых тоже хорошо известны покупателям рыбы: пикша, сайда, навага, путассу и сайка». Другие части Арктики также имеют большие запасы рыбы, в частности норвежская. По мнению директора Института географии РАН, академика РАЕН, профессора Аркадия Тишкова, рациональная добыча рыбы в Арктике может принести не меньшую выгоду, чем добыча углеводородных ресурсов. Поэтому можно сделать вывод, что охота и рыболовство – тоже достаточно выгодный бизнес в арктическом регионе и представляет интерес для государств, имеющих выход к данным территориям. Следовательно, данная сфера в будущем может стать одним из аспектов в разрастании милитаризации Арктики.

Незаконное рыболовство и охота являются давней проблемой в арктическом регионе. Можно вспомнить множество случаев нелегального рыболовства в наших водах арктического региона со стороны иностранных рыбаков. Сейчас данная проблема в основном решается с помощью приграничных патрульных служб. Кроме таких частных случаев впоследствии при разделе арктических вод могут возникнуть конфликты. Тогда 

на защиту своих экономических зон в Арктике могут уже быть использованы со стороны различных арктических государств и военно-морские силы. Поэтому использование биоресурсов в Арктике является также фактором, который может способствовать не только сплочению государств ради защиты экологии региона, но и их конфликтам за раздел районов Арктики и дальнейшей милитаризации с целью защиты своих экономических интересов.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что Арктика является самым богатым регионом по освоению природных ресурсов с точки зрения его потенциала. Выберем основные показатели, которые будут характеризовать сферу природных запасов: разведанные запасы полезных ископаемых, потенциальные запасы полезных ископаемых, уровень добычи полезных ископаемых.

Северный морской путь

Таяние льдов Арктики также открывает новые возможности для судоходства. Сейчас морской путь из Европы в Азию проходит через Суэцкий канал, что, во-первых, намного длиннее, во-вторых, нагрузка на Суэцкий канал ежегодно растет, что может еще дополнительно увеличить время доставки грузов, в-третьих, проход через Суэцкий канал

– это дополнительные затраты. Арктика подо льдами таит альтернативу этому пути – Северный морской путь. Этот путь короче, что ускоряет и уменьшает стоимость перевозки грузов.

В 20 веке подвиг прохода ледоколов по Северному морскому пути можно было сравнить разве ж что с первопроходцами космоса. Данные экспедиции проводились исключительно в научных целях. Но глобальное потепление и таяние льдов Арктики заставило пересмотреть перспективы использования данного судоходного пути. С конца

20 века ледяной покров начал трансформироваться. В 2007 году, когда был отмечен минимум ледяного уровня в Арктике, что составило примерно 50% от того льда, что был зафиксирован в 1950 г., полная навигация через Северный морской путь открылась на 2 недели, а последние годы в летнем навигационном периоде (август-сентябрь) требуется проводка ледоколов только через проливы Лонга и Вилькицкого. Если верить  различным прогнозам ученых, то глобальное потепление (а как известно, в Арктике темп роста среднегодовой температуры в связи с глобальным потеплением выше, чем в остальных частях планеты) может освободить полностью Арктику ото льдов уже к сер. 21 

века. Понятно, что Северный морской путь освободится ото льда быстрее, чем вся Арктика, и с каждым годом количество навигационных дней будет увеличиваться.

Северный морской путь вдоль северного побережья Аляски и Канады может стать альтернативным путем между Азией и восточным побережьем США. Безусловно, этот путь короче, чем проход кораблей, огибая Южную Америку или даже используя Панамский канал.

Если использование Северного морского пути будет увеличиваться, то доступ к нему может стать очередным поводом для милитаризации Арктики. Рост судоходства в арктическом регионе может привести к появлению в данных районах пиратов, многие государства захотят им воспользоваться (при том, что арктические страны за содержание Северного морского пути и сопровождение судов ледоколами берут плату). Таким образом, это может привести к тому, что в Арктике необходимо будет увеличить количество военных кораблей для охраны судов.

Экологические проблемы АЗРФ

Активное освоение российской Арктики привело к созданию крупнейших в мире индустриальных центров по добыче полезных ископаемых. В связи с этим общей проблемой для всего Арктического региона является загрязнение окружающей среды устойчивыми к разложению органическими соединениями. Они откладываются не только в почве, воде и воздухе, но и организмах животных и рыб. По мнению отечественных специалистов, на 15 % площади российской Арктики зафиксирован критический уровень загрязнения.

Такому обстоятельству дел также способствует то, что в Арктике сходятся атмосферные потоки, речные и морские течения, которые приносят загрязняющие вещества из других регионов. Кроме того, северная природа Арктики особо чувствительна к антропогенному воздействию, а восстановление природы занимает гораздо больше времени.

В то же время АЗРФ сосредоточила у себя порядка 80% различных арктических видов животных, птиц, растений и рыб. Это означает, что России досталась нелегкая роль в сохранении мирового арктического видового разнообразия. 

 

1.4 Внешний фактор: сравнительный анализ политики России и других приарктических государств в отношении Арктики и АЗРФ

Говоря о социально-экономической системе Арктического пространства РФ нельзя не затронуть влияние таких внешних факторов как притязания на Арктику со стороны других государств. Рассмотрим их позицию на мировой арене.

Самая крупная арктическая держава, бесспорно, Россия. Еще Советский Союз в первой половине 20 века проявлял интерес к Арктике и активно исследовал ее. До 1997 г. прошлого века РФ придерживалась позиции сохранить за Россией крупную часть Арктики

  • российский сектор. Но после ратификации Россией конвенции ООН по морскому праву 1982 года ей пришлось отказаться от данной позиции, поскольку она противоречит принципам конвенции.

Однако, в конвенции предусматривается увеличение количества исключительной экономической зоны, если государство докажет, что морское дно является шельфом – продолжением материковой части государства. Хребет Ломоносова, по мнению ученых из России, является как раз таким образованием. Поэтому в 2001 году Россия подала заявку в Комиссию ООН по внешним границам шельфа, где аргументировала свои притязания на установление новых границ континентального шельфа России, выходящего за пределы 200 мильной зоны63 (см. приложение 1). Комиссия ООН по внешним границам шельфа не отказала России, но отправила данную заявку на доработку – для получения доказательств нужны дальнейшие исследования хребта Ломоносова.

18 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев утвердил документ

«Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Документ не секретный, но он умалчивался и был опубликован лишь 30 марта 2009 года. В документе определяются основные цели и механизмы осуществления государственной политики РФ в отношении Арктики. Тем не менее на основе одного этого документа можно четко понять, как собирается отстаивать свои права на Арктику Россия и в каком направлении будет развиваться ее освоение.

Прежде всего, в документе прописано, что Россия собирается использовать Арктику в качестве стратегической ресурсной базы, то есть в качестве источника минерального сырья в интересах государства и ее населения, а также использовать Северный морской путь в качестве национальной транспортной коммуникации на севере Арктики. Использование ресурсов Арктики будет производиться на принципах мира и сотрудничества, а также экологической безопасности. В принципе это главное. Все остальное крутится вокруг этого и служит обеспечению этой цели.

Концепция стратегического развития устанавливает определенную этапность освоения российской части Арктики. К 2010 году предполагается окончание проведения всех геологических работ, целью которых служит сбор дополнительных доказательств 

того, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева являются продолжением материковой части России. До 2015 года Россия планирует окончить международно- правовое оформление внешней границы Арктической зоны России. На последнем этапе до 2020 года должно произойти окончательное превращение арктической зоны в ведущую ресурсную базу России.

Что касается военного присутствия России в Арктике, то здесь все достаточно умеренно: Россия планирует создать лишь арктическую группировку войск для защиты своих экономических и политических интересов в этом регионе. Под этим подразумевается только необходимое усиление пограничных войск России и создание береговой охраны арктических границ России. Правда необходимость в различных условиях разнится. Безусловно в случае накала обстановки вокруг Арктики Россия будет стремиться защитить свою часть Арктики.

Таким образом, Россия претендует на немалую часть Арктики, которая содержит в себе примерно четверть мировых запасов углеводородов. На Арктику кроме того претендуют еще все остальные приарктические государства, а также некоторые другие. Только на хребет Ломоносова кроме России свои права предъявляют Канада, Дания. Поэтому насколько успешно Россия сможет реализовать свою стратегию в отношении Арктики – вопрос открытый. Другие государства постепенно наращивают военное присутствие в Арктике. И Россия не останется в стороне. Уже сейчас можно говорить о росте военного присутствия России в Арктике и ее готовности защищать свои экономические и политические интересы на севере.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, повлиял на данные планы России в отношении освоения Арктики. В частности, откладываются некоторые исследовательские экспедиции, что становится причиной откладывания сроков подачи заявки в Комиссию ООН по внешним границам шельфа до 2012 года. Но сейчас экономическая ситуация в РФ стабилизируется и можно говорить о том, что планы РФ в отношении Арктики все равно будут реализоваться, но с незначительными для средне- и дальнесрочной перспектив задержками.

Другая приарктическая держава – Соединенные Штаты Америки – также в последнее время ведут достаточно агрессивную политику по отношению к другим арктическим государствам, постоянно подчеркивая, что США не останутся в стороне от раздела арктического региона.

Анализируя позицию, интересы и планы США по поводу Арктики, первым делом стоит отметить несколько фактов. Во-первых, США приняли, но не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Существуют противоречивые объяснения 

различных исследователей по данному поводу. Но наиболее правдоподобная версия – США не хотят ограничивать себя данным документом: им не нужно подавать никаких заявок в Комиссию ООН по внешним границам шельфа, чтобы доказывать обоснованность своих претензий на Арктику. Также они не признают все решения данной комиссии, если они вдруг присвоят к исключительной экономической зоне какие-либо шельфы какому-нибудь арктическому государству (ну или просто себе).

Во-вторых, что касается военного присутствия США, то принятая директива бывшего президента США от 9 января 2009 года «О региональной политике в Арктике» говорит о том, что США считают свое военное присутствие неотъемлемой частью для обеспечения своих прав в Арктике.

Таким образом, можно сделать вывод, что США будут наращивать свое военное присутствие в арктическом регионе. Целью этих действий является недопущение ущемления прав США в Арктике. То есть США, не признавая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года имеют как положительные, так и отрицательные последствия таких действий. По сути они не признают никакого дележа Арктики, одновременно с этим другие страны не признают их разделения региона. В такой ситуации на данный момент позиция США заключается в том, чтобы сделать Арктику интернациональной территорией по модели как это сделано в Антарктике. Любое недопущение как свободного прохода судов США через Арктику, так и запрет геологической разведки США не признают. Такая позиция найдет свое отражение и в милитаризации данного региона со стороны США. Безусловно, Соединенные Штаты готовы отстаивать свои интересы и с помощью военного вмешательства. Уже сейчас начали постоянное патрулирование в Арктике атомные подлодки США, также на Аляске в 2008 году были проведены учения «Северный край 2008».

«Не остается в стороне от этой активности и НАТО, которая объявила Арктику стратегическим объектом, представляющим долгосрочный интерес для альянса в плане обеспечения безопасности союзников. Об этом не только открыто говорят в штаб- квартире Организации Североатлантического договора в Брюсселе, но и предпринимают практические шаги по подготовке возможного военного вмешательства в регионе. Не так давно генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что в будущем из-за таяния льдов в результате глобального потепления в Арктике откроются новые возможности для судоходства и извлечения полезных ископаемых. «Некоторые 

арктические державы усиливают свои военные возможности на Крайнем Севере. Поэтому для альянса совершенно естественно задаться вопросом, как мы будем реагировать на это», – сказал он. И добавил: «НАТО будет нуждаться в усилении военного присутствия в Арктике».

Аналогично США планы по усилению своего военного присутствия в Арктике имеет Канада. Однако, в отличие от интернациональной позиции США, Канада стремится получить в качестве своей исключительной экономической зоны хребет Ломоносова, доказав, что он является продолжением ее территории. К тому же, Канада отстаивает статус своих территориальных вод Северо-западного прохода. Сейчас Канада уже имеет планы по вложению крупных финансовых средств в милитаризацию своей части Арктики. Не исключено, что в дальнейшем это может обострить ситуация вокруг распределения ресурсов Арктики.

Более демилитаризованные позиции в Арктике имеют Дания и Норвегия. Они не заявляют о необходимости усиления своих военных позиций в Арктике, несмотря на то, что Дания планирует присоединить к своей территории хребет Ломоносова. Однако, все исследования носят исключительно научный характер: Дания для доказательства своих притязаний использует только международно-правовые методы. В августе 2007 года она проводила в Арктике собственные исследования хребта Ломоносова, собирая доказательную базу для представления заявки в ООН. Касательно усиления своих военных позиций в Арктике, и Дания, и Норвегия не были отмечены с выступлениями об усилении своего военного присутствия там.

Кроме 5 активных приарктических государств, выход к Арктике имеют Финляндия, Швеция, Исландия. Также рост заинтересованности отмечен и со стороны неарктических европейских государств. Открыто о своих интересах они не заявляют, однако, свое представление в регионе видят через Европейский союз.

ЕС сейчас серьезно озабочен проблемами диверсификации путей доставки энергоресурсов государствам-членам. Поэтому богатая углеводородным сырьем Арктика

  • лакомый кусок для Евросоюза, ресурсная база которого катастрофически бедна. Поэтому во внутренних документах, программах и выступлениях официальных представителе данного объединения все чаще звучат высказывания о необходимости урегулирования ситуации вокруг данного региона именно под лидерством Европейского союза. Затрагиваются как хозяйственные, так и военные вопросы.
  • Европейские государства, а также Норвегия тем не менее поддерживают данные намерения, поскольку в одиночку европейские государства не способны освоить Арктику, к тому же противостоять в этом вопросе таким державам, как США, Россия и Канада они не способны. Евросоюз же обладает достаточным экономическим, политическим и военным потенциалом для борьбы за Арктику. Поэтому Норвегия (которая не является членом ЕС) поддержала придания статуса наблюдателя ЕС в Арктическом Совете.

    Учитывая повышенный интерес ЕС к Арктике и его позицию можно сделать  только один вывод – в разделе Арктики появился новая достаточно влиятельная сила, которая имеет полные основания претендовать на свою долю в арктическом регионе (поскольку государства-члены ЕС имеют выход к данному региону). Более того, в Европейском союзе прекрасно понимают, что Россия не будет рада такому ходу событий и будет всеми путями препятствовать появлению ЕС в Арктике. Однако, ЕС готов отстаивать свое мнение и биться дипломатическими, правовыми и даже военными методами за Арктику. Следовательно, дальнейший поворот событий сложно предсказать, но однозначно понятно, что в случае обострения ситуации ЕС не останется в стороне и является потенциальной стороной, которая может способствовать милитаризации Арктики.

    Если причастность ЕС к Арктике еще можно понять, благодаря арктическим государствам-членам Евросоюза, то к Китаю это уже неприменимо. Тем не менее, Китай сейчас как и США становится все более активным игроком на рынке мировых энергоресурсов, поэтому любой регион с запасами углеводородов автоматически становится сферой его интересов. В октябре 2008 года пограничники России задержали в Баренцевом море китайское судно, специально оборудованное для исследований континентального шельфа, при этом не имеющее никаких разрешений на проведение исследовательских работ по шельфу России. Кроме того, Китай имеет свою научную лабораторию на Шпицбергене и проводил экспедиции в Северном Ледовитом океане с целью изучения морской экологии, а также геологических и биологических особенностей арктического региона. Так что Китай также следует рассматривать в качестве потенциальной силы, которая способна обострить обстановку в данном регионе. 

    Таким образом, Арктика – конфликтный регион 21 века. Утверждать это имеются все основания – во-первых, большое многообразие сторон, участвующих в разделе Арктики; во-вторых, пересекающиеся интересы; в-третьих, желание любыми путями  сохранить и приобрести себе как можно большую часть Арктики, не взирая на интересы других стран. 

 

ГЛАВА 2 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ СЛОЖНО СТРУКТУРИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ

2.1 Формальные информационные модели

Человек в своей деятельности повсеместно изучают интересующий их объект с помощью моделей, то есть создает образ, копию объекта, с которым приходится иметь дело.

«Модель - это искусственно созданный объект, дающий упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении, отражающий существенные стороны изучаемого объекта с точки зрения цели моделирования. Моделирование - это построение моделей, предназначенных для изучения и исследования объектов, процессов или явлений.

Объект, для которого создается модель, называют оригиналом или прототипом. Любая модель не является абсолютной копией своего оригинала, она лишь отражает некоторые его качества и свойства, наиболее существенные для выбранной цели исследования. При создании модели всегда присутствуют определенные допущения и гипотезы».

В науке при моделировании используется системный подход. Он позволяет создавать не просто описательную внешнюю модель, которая будет отражать только какие-то внешние черты объекта. Объект рассматривается как система, описание и исследование которого рассматривается не только отдельно взятого объекта, а выполняется с учетом местоположения данного объекта, условиями его существования, влиянием внешних факторов на изменения объекта. При таком подходе один и тот же объект, помещенный в разные среды будет отличаться своими характеристиками. При системном подходе более важно рассмотреть не причины функционирования объекта, а целесообразность нахождения данного объекта в составе других элементов. Поэтому при системном подходе допускается наличие у объекта множества характеристик. Моделирование является, по сути, в науке незаменимой вещью. Многие процессы, такие как последствия ядерных войн или падений астероида на нашу планету, невозможно изучить на практике, но с помощью моделирования можно изучить определенные характеристики и последствия, интересующие исследователей параметры, при этом достаточно точно с помощью современных компьютеров.

Чаще всего модели очень сложно отнести к какому-либо однозначно определенному классу или типу, все это достаточно условно, так как одна и та же модель может в зависимости от задач относится к разным типам. Рассмотрим два основных деления моделей, необходимых нам.

По фактору времени разделяют модели статические и динамические. Статические модели относятся к объектам, практически неизменяющимся во времени или рассматриваемым в отдельные временные сечения. Динамические модели воспроизводят изменения состояний («движение») объекта с учетом как внешних, так и внутренних факторов.

Для      динамических      моделей       часто       вводят       понятия стационарность  и нестационарность. Чаще всего стационарность выражается в неизменности во времени некоторых физических величин: стационарным является поток жидкости с постоянной скоростью, стационарна механическая система, в которой силы зависят только от координат и не зависят от времени.

Информационные модели делятся на описательные и формальные. Описательные информационные модели - это модели, созданные на естественном языке (т. е. на любом языке общения между людьми: английском, русском, китайском, мальтийском и т. п. ) в устной или письменной форме. Формальные информационные модели - это модели, созданные на формальном языке (т. е. научном, профессиональном или специализированном) . Примеры формальных моделей: все виды формул, таблицы, графы, карты, схемы и т. д.

Выделяют три основных типа формальных информационных моделей:

  • Табличные. В этом случае сам объект и его свойства представлены в таблице – то есть в виде списка, которые расположены в прямоугольных ячейках. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках). В качестве примера приведем модель основных функций российского государства в Арктике. моделированиеРисунок 1. Модель основных функций приарктических государств (2012).
    • Иерархические. В этом случае объекты и их свойства распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня состоит из нескольких элементов более нижнего уровня. Элемент более нижнего уровня входит в состав только одного уровня более высокого. И на вершине схемы располагается единственный самый высокий элемент данной модели, 

      который состоит уже из множества всех других более низкого уровня по иерархии элементов. 

    • рисунок 333

      иерархичную  

      • Сетевые. Сетевые информационные модели представляют собой графы, которые связаны между собой в произвольном порядке по принципу

      «многие ко многим». Такие модели используются для отражения систем со сложной структурой, где объекты связаны между собой в произвольном порядке. Например, глобальную сеть Интернет можно представить в виде сетевой модели, в которой некоторые региональные части связаны между собой, а некоторые могут обмениваться только через американскую часть.

      Рассмотрим, как происходит построение формальной информационной модели. Замена реального объекта его формальным описанием, то есть информационной моделью, называется формализацией. При формализации объекта первоначально необходимо поставить задачу, которая определяется заданными целями. В дальнейшем анализируется

      объект, выявляются его отдельные составляющие и связи между ними. Затем уже разрабатывается модель, которая как правило учитывает по крайней мере основные свойства составляющих моделируемого объекта и связи между ними. Построенная по данным принципам информационная модель используется для изучения вместо реального объекта.

      Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество типов различных формальных информационных моделей, которые могут быть использованы для решения различных задач исследователя касательно одного и того же объекта. В нашем случае также Арктику (Арктическое пространство РФ) можно представить множеством друг от друга отличных формальных информационных моделей, каждая из которых будет решать свои задачи. Например, географы изобразят одну модель Арктики в виде карты, для геологов уже будет важна другая карта (на которой будут отражены, например, разведанные запасы нефти), третья карта Арктики будет у метеорологов (с изображением каких-либо циклонов и антициклонов) и т.д. При этом все это будет моделью одной и той же Арктики.

      Сужая нашу модель для изучения социально-экономической системой Арктического пространства РФ по сути ничего не поменяется – один и тот же интересующий нас объект исследования представляется возможным представить множеством различных моделей, которые будут учитывать ограниченный круг наших задач. И для какой-то другой задачи наша предполагаемая модель уже будет неэффективна, поскольку не сможет отразить и смоделировать какие-то процессы, интересующие нас. Следовательно, нам придется снова строить еще одну модель.

      Одна из самых современных моделей Арктики, которая отразила ее сложноструктурируемую систему была предложена в 2012 году доктором исторических наук, профессором Лукиным Юрием Федоровичем. При построении модели Арктики он использовал междисциплинарный подход, исходя из того факта, что Арктика – это

      «многоплановый объект, который исследуют специалисты самых разных научных направлений и дисциплин, ибо никакой одой отрасли знаний практически невозможно понять и охватить, выразить концептуально все многообразие, полифоничность арктического пространства… Междисциплинарный подход наиболее полно характеризует существующее арктическое многослойное и конфликтное на сегодняшний день пространство, условно обозначенное мною как модель “Арктика-XXI”». арктика
    • С помощью данной модели профессор Лукин Ю.Ф. дает достаточно обширное определение. «Арктику двадцать первого века можно определить именно как многослойное большое физико-географическое, водно-территориальное, социально- экономическое, этнокультурное, геополитическое многослойное пространство во всех проявлениях безмолвного холодного природного величия и человеческой, социальной истории, связанной с его освоением и функционированием жизни в суровых условиях Севера. Социокультурное пространство Арктики – это ноосфера знаний, истины, добра и красоты, толерантности и солидарности, этнокультурный ландшафт. Это часть глобального геокультурного и психологического поля Земли, откуда могут исходить потоки как позитивной, так и негативной энергии. Пространство как многомерное понятие 

      • это еще и простор, свобода, воля, энергия, пассионарность людей, его населяющих, их отношения, социальные институты, экономика, политика, культура, право, экология».

      Арктика 21 века в модели Лукина синтезируется как минимум семью аналитическими специальными слоями. Арктика рассматривается как совокупность физико-географического пространства, административно-правового циркумполярного внутреннего пространства, геополитического пространства, геокультурного пространства, геоэкономического пространства, экологией арктической природной и культурной среды. У каждого пространства изучения из семи обозначенных существует огромное количество свойств, требующих отдельного изучения. А в совокупности все это единая Арктика.

      Арктическое пространство РФ в свою очередь является частью этой сложной многогранной модели. Суть при этом не меняется. Все те же как минимум семь специальных слоев, которые необходимо достаточно подробно рассмотреть для получения единой картины модели столь сложно структурируемого объекта.

      Основные преимущества данной модели:

      - Формальная информационная модель Арктики по Лукину позволяет рассмотреть Арктику и смоделировать ее максимально комплексно, учитывая практически все факторы, которые влияют на ее социально- экономическое развитие. При этом каждый фактор является отдельной моделью, крупным элементом, свойства которого требуют отдельного изучения;

      - Простота и наглядность модели. Доступность к пониманию модели является безусловным преимуществом по сравнению с другими моделями. Чем проще модель, тем легче анализировать ее, тем для большей аудитории она будет доступна.

      При этом существуют и недостатки формальных информационных моделей:

      - Формальные информационные модели не отражают подробно связь между различными элементами модели, ту взаимосвязь между этими слоями, которые объединяют их в единое целое;

    • - Отдельные слои таких сложно структурируемых систем как правило очень крупные, по сути являются моделью в модели. Поэтому достаточно сложно с помощью этих моделей понять, на каких уровнях модели происходит воздействие между ее элементами. Если рассматривать конкретную модель Арктики, то получается, что изменения в данной модели будут происходить внутри отдельных слоев, то есть внутри элементов модели, которые в свою 

      очередь состоят из более мелких элементов, внутри которых и будут происходить определенные изменения, которые уже повлияют на всю модель в целом. Такой подход усложняет понимание Арктики как единого целого;

      Формальные информационные модели не являются динамическими. Как правило, они отражают состояние объекта только в конкретный отрезок времени. В случае каких-то серьезных изменений модель требует корректировки.

      Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что формальные информационные модели подходят для моделирования сложно структурируемых объектов. Их использование позволяет максимально эффективно наглядно представить объект моделирования. С помощью данных моделей можно учесть максимально большое количество элементов объекта, проанализировав их роль для модели в целом. Но, к сожалению, в ущерб динамичности модели, поскольку чем большее количество элементов в модели отражается, тем менее динамичная такая модель. В качестве альтернативы можно рассмотреть отдельные элементы модели в качестве отдельных, но это достаточно затратно, требует много времени. Поэтому формальные информационные модели не отражают динамичность объекта, в связи с этим не подходят для цели нашей работы. 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В данном исследовании анализируются принципы построения модели сложно- структурируемой социально-экономической системы на примере системы Арктического пространства РФ.

      Построение любой модели социально-экономической системы следует разбить на несколько этапов. Сначала дается характеристика социально-экономической системы исследуемого объекта. С помощью анализа основных особенностей и тенденций развития социально-экономического развития региона можно обозначить список необходимых для построения модели параметров, наиболее адекватно отражающих сущность процессов, происходящих внутри исследуемой системы и одновременно с этим задач исследования. Данный этап является одним из основополагающих в процессе моделирования, поскольку в реальности объект весьма сложен. Но с помощью метода моделирования исследователь фиксирует и анализирует только те свойства исследуемого пространства, которые интересуют его, в связи с тем, что они либо проще и доступнее поддаются исследованию, а моделирование этих параметров допускает последующее перенесение результатов на оригиналы.

      В результате анализа характеристик Арктического пространства РФ, а также  обзора существующих подходов к моделированию, в ходе исследования было принято решение в качестве базовой использовать многосекторную модель. Модель социально- экономической системы Арктического пространства РФ в таком случае была представлена как многоуровневая (в нашем случае трехуровневая) модель, объединяющая модели муниципальных образований с моделями регионов и моделью экономики Российской Федерации. Данная модель является одним из возможных подходов анализа социально-экономического развития региона Арктического пространства Российской Федерации.

      Анализ процесса моделирования сложно структурируемой системы Арктического пространства России через многоуровневую модель производится через этапы, которые  по своей сути представляют собой принципы построения такой модели:

      -  На первом этапе необходимо проанализировать объект моделирования с целью обозначения особенностей изучаемого объекта и тенденций его развития;

      - На основе выявленных особенностей объекта моделирования излагается взаимосвязь показателей, формулируются эконометрические уравнения взаимосвязей показателей, которые принимаются как аксиома;

      - Анализируются и выбираются эндогенные и экзогенные факторы на всех уровнях модели таким образом, что некоторые параметры на разных уровнях являются одновременно экзогенными и эндогенными факторами;

      - Строится модель объекта с учетом избранных параметров и аксиоматики;  Модель используется для анализа и прогнозирования данных.

    • В результате была построена многоуровневая модель с введением нулевого уровня. С помощью характеристик социально-экономической системы для каждого уровня были выбраны параметры, являющиеся либо экзогенными, либо эндогенными.

    • Для каждого эндогенного параметра модели существуют свои экзогенные параметры. Выбранные и обоснованные эндогенные и экзогенные переменные позволяют построить систему уравнений в виде структурной формы модели.

      Поскольку модель является многоуровневой, то для каждого уровня строится своя модель через систему взаимосвязанных эконометрических уравнений. Вся модель по своей сути представляет собой множество отдельных моделей, но все эти модели взаимосвязаны между собой общими переменными. Этим характеризуется единство модели и связь, обосновывается влияние самого нижнего уровня модели на результаты самых верхних уровней.

      На нулевом уровне модели находятся отдельные предприятия, которые представлены в виде производственной функции. Первый уровень модели отражает модель отдельных муниципальных образований. В качестве образца был взят Ямало- Ненецкий автономный округ, для которого было построено 55 систем эконометрических уравнений (в каждой по 6 уравнений), то есть по количеству муниципальных образований. На втором уровне модели отражается модель Арктических субъектов РФ, выразившаяся через 8 систем эконометрических взаимосвязанных уравнений. На третьем уровне составляется система эконометрических уравнений, которая отражает, прежде всего, удельный вес социально-экономических показателей Арктических субъектов РФ в национальной экономике РФ.

      В ходе решения модели было показано, что модель имеет коэффициенты структурной формы, которые отражают специфику как общей модели, так и отдельно взятой входящей в единую систему подсистем. Данные коэффициенты отражают направления социально-экономического развития исследуемых систем. В ходе исследования показаны способы решения данной модели, прежде всего, с помощью представления каждого эконометрического уравнения модели в виде ADL-модели, каждое из которых решается.

      Таким образом, представленная модель показывает, как устроена сложно структурированная социально-экономическая система Арктического пространства РФ. На ее примере был представлен универсальный алгоритм построения таких моделей, принципы построения которого были отражены и проанализированы при поэтапном построении модели.

 

Понравился пример? Закажи написание с нуля

 

Отзывы наших клиентов

МарияСтудентка магистратуры
Преподавательница по рецензии на магистерскую поставила 5,сказала, так как по тексту не может поставить 4))) Все зависит от того как я завтра защищаться буду))) Спасибо вам за оперативную помощь!
Мария
КатеринаСтудентка 3 курса
Не первый раз обращаюсь за помощью с курсовыми и  контрольными по логистике. Мне нравится профессионализм и адекватность людей, которые отвечают за мои работы. Если возникнут трудности, дипломную работу закажу именно здесь. Мало кто может настолько вникать в суть темы.
Катерина

 

Читать больше отзывов

 

Заполните заявку на консультацию по магистерской диссертации. Это не отнимет  много времени :)