+7 980 527 99 74
+7 499 769 53 70

Форма срочного заказа

Курсовая пример

Парламент и парламентаризм в современных странах

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3

 Глава 1. Теоретические аспекты парламента и парламентаризма ……6

1.1. Понятия «парламент и «парламентаризм»…………………………6

1.2.  Структура и порядок формирования парламентов………………..8

1.3. Статус парламентария, функции и полномочия парламентов……14

Глава 2. Парламентаризм в зарубежных государствах………………...20

 Глава 3. Развитие парламентаризма в Российской Федерации…....….24

Заключение…………………………………………………………….….29

Источники……………………………………………………………...…31

Введение

Актуальность курсовой работыхарактеризуетсябольшой политической значимостью эволюции отечественного парламентского строя. Сравнительный анализ парламентаризма государств западной Европы, а именно метода формирования и базисные тенденции работы парламента, нахождение его места в системе органов государственной власти, может быть пригодным при выявлении властных взаимоотношений в нашем государстве и формировании функционирования парламента.

Трудность, сопряженная с деятельностью парламента в качестве средства сообщения, на нынешнем уровне политической эволюции есть крайне актуальной. Отталкиваясь от политической целесообразности, специфика теперешних политических процессов и РФ и за ее пределами вызывают спорность и мало предсказуемость взаимоотношений между властными структурами и общественностью, а также и самих слоях власти. Что также требует повышенного внимания к процессам взаимного обмена информацией. Исходя из научной рациональности, на данный момент остается необходимым изучение ряда феноменов политической жизни при помощи нескольких академических подходов. Данное умозаключение вызвано невозможностью однозначно объяснить суть большинства явлений, действующих не только во властных кругах[1].    

Публичность парламента предполагает под собой открытость для общественности информации о его деятельности. Не взирая на злободневность проблемы безопасности в данном аспекте, большая часть народовластных парламентов изыскивают возможность балансировать между публичностью и соблюдением мер по защите конфиденциальной информации. Таким образом, они ратифицируются как формации, выражающие интересы всех граждан, а не только своих представителей.

На сегодняшнем уровне развития отечественной государственности рост заинтересованности к парламентскому строю увеличивает интерес к научным изысканиям, направленных на определение и исследование наиболее подходящего типа управления и позиции законодательной власти в политическом строе. А значит, что заинтересованность науки к исследованиям данной проблемы правомочен с точки зрения бесспорной значительностью идущих в данный момент социо-политических трансформаций в Российской Федерации, что влекут за собой необходимость осмысливания исторического опыта парламентаризма, а также определения направления его эволюции, как в средней, так и длительной проекции.

Ряд сегодняшних изыскателей стараются найти истоки российского парламентаризма в столетиях ее существования и доказать реальность применения этого наследия в теперешних реалиях. Данная точка зрения отражена в трудах В.Е. Чиркина[2], Ю.А. Юдина[3], С.П. Обухова[4], А.В. Карпова[5].

Объектом исследования является парламентаризм как система организации и функционирования государственной власти.

Предметом курсовой работы является процесс эволюции современного отечественного парламентаризма.

Цель работы – выявить сущность, содержание и основные характеристики процесса эволюции современного отечественного парламентаризма.

Основными задачами исследования являются:

- анализ понятия и сущности парламентаризма;

- характеристика исторических форм парламентаризма;

- исследование современных разновидностей парламентаризма;

- выявление особенностей и проблем становления современного отечественного парламентаризма и путей его дальнейшего развития.

Методологическая основа курсовой работы. При рассмотрении проблем становления и развития института парламентаризма использовался, прежде всего, системный подход.

Глава 1. Теоретические аспекты парламента и парламентаризма

1.1. Понятия «парламент и «парламентаризм»

Одна из составляющих формирующегося демократического государства – это становление представительских органов, а потому эволюционные процессы данных институтов имеют огромный научный интерес для специалистов самых различных направлений. Исследование данного предмета – это непременная составляющая миропонимания современного члена общества. Парламентаризм сегодня – основная составляющая часть текущей политической доктрины.

Бесспорно, что обязательным требованием упрочнения демократического строя России – это применение в социо-политической жизни концепции парламентаризма в полном объеме. Парламентаризм – естественный и предопределенный путь эволюции большинства стран, и в частности европейских. Становление парламентаризма идет рука об руку с формированием государственности. Наравне с этим, парламент европейских стран ведет свое начало от сословно-представительской монократии. Это нашло свое отражение в наличии сословно-представительных институтов. Характерной чертой данных институтов было то, что на их функционирование влияло наличие в социуме некоторых состояний. Специфика, структура данных состояний варьировалась в зависимости от страны, что, в конце концов, и привело к развитию специфических отличий в эволюции данного института[6].

Исключительной чертой парламента, как политической структуры, является его посредническая функция между социумом и исполнительной властью; института, в котором вырабатывается волеизъявление народонаселения на общегосударственном уровне. В процессе демократических преобразований трансформация общественного устройства происходит в ускоренном режиме, и нередко, бывает так, что требуемые институциональные перестройки свершаются с большим опозданием. Как считают зарубежные политологи: «под влиянием модернизации, глобальная политика сейчас выстраивается по-новому, в соответствии с направлением развития культур». Этим обусловлена ​​актуальность рассмотрения современных проблем демократии и парламентаризма через призму исторического развития и их культурной специфики[7].

Что же имеется ввиду под термином «парламентаризм»? Единого мнения, все еще, на сегодняшний день нет. В разных источниках отслеживается как минимум 3 версии. Ряд специалистов трактуют парламентаризм, как наличие и осуществление своей деятельности парламента в системе органов власти. Парламент в наличии – значит и парламентаризм присутствует и наоборот.

Следующая версия противоречит вышеописанной. Она основывается на принципах парламента Британии, и зиждется на концепции верховенства права. Т.о. это суждение о парламенте как о высшей инстанции в системе координат органов власти. Данное мнение имеет место быть, исходя из того, что парламент избирается народонаселением, а парламент, в свою очередь, формирует правительство. Так образом парламент надзирает за правительством, определяет направление его деятельности, а само правительство претворяет в реальность парламентские решения. Вместе с тем, парламент подчиняется собственным решениям, т.к. решение парламента – воля народа. Парламент имеет право изменять свои ранее принятые решения, но не имеет права изменять нормы, по которым эти решения принимаются. Данная доктрина главенствующей роли парламента и есть концепцией парламентаризма[8].

И финальной версией определения «парламентаризм» является идея т.н. «парламентской формы правления», когда кабинет министров формируется парламентом, или иным способом. Исходя из этого, в Соединенных Штатах Америки парламентаризм отсутствует, т.к. кабинет министров (правительство) образовывается президентом, а в компетенции парламента (Конгресс) отсутствует возможность вносить изменения в состав правительства.

Любая из этих 3-х версий имеет место быть и сформирована под влиянием воззрений о методах действия властей в странах, где имеется парламент.

Можно сделать вывод о том, что правительство – это орудие давления (политического, юридического характера) на парламент, влияющее на направленность принимаемых им решений. Парламентаризм – пространное представление, охватывающее и государственный строй, и рычаги воздействия парламента на различные ветви власти и концепцию взаимосвязи государства и социума.

1.2.  Структура и порядок формирования парламентов

В президентских республиках, парламент наделен малой толикой властных рычагов воздействия, они в основном ограничены сферой распределения бюджетных средств. В республиках со смешанной системой правления (парламентско-президентской) –компетенция парламента несколько шире. Парламент участвует в формировании кабинета министров, на перечень лиц, входящих в его состав, чем и влияет на политику государства в общем.

Немаловажная часть внутренней структуры парламента – подразделение его на парламентское большинство и меньшинство, т.е. на власть и оппозицию. Существование оппозиции – признак зрелости демократии в государстве. Основным признаком образцового парламентского государства есть то, что кабинет министров формируется большинством, а меньшинство при этом принимает участие в выдвижении кадров, за меньшинством забронирована часть парламентских комитетов1.

На сферу деятельности и права парламента оказывает влияние не только система правления, но и государственный строй страны. Полномочия парламента определяются основным законом (Конституцией) государства. Под полномочиями понимается ряд конституционно закрепленных исключительных прав, которым наделен орган власти. Полномочия парламента могут быть неограниченными или условными. О неограниченных полномочиях можно говорить тогда, когда в законодательстве прописан строгий перечень вопросов, касательно которых парламент может принимать решения. В странах федеративного толка полномочия национальных парламентов лимитируются субъектами федерации. Из этого можно сделать логический вывод, что по размерам компетенций можно классифицировать парламент.

Исходя из уровня полномочий коими наделен парламент, можно говорить о такой классификации:

- парламент имеет неограниченные полномочия;

- парламент имеет ограниченные полномочия;

- парламент наделен исключительно консультативными полномочиями.

Парламент, наделенный неограниченными полномочиями, имеет право решать любые вопросы. Данный вид парламента представлен в преобладающей части государств англосаксонского права. Но вместе с тем, в таких государствах имеются структуры конституционного надзора, имеющие право квалифицировать законы как противоречащие Конституции (США), королевская прерогатива (вопросы войны и мира в Великобритании). Существующая доктрина главенствования парламента подвержена ряду ограничений. Неограниченной компетенцией наделены парламенты социалистических стран. Конституции таких стран предусматривают ряд вопросов, находящихся в компетенции парламента, а приписка «и другие» существенно увеличивают полномочия высшего органа власти. В странах демократического строя, парламентское большинство и его лидер формируют правительство, а это свидетельствует о неограниченных полномочиях парламента, функционирующего под предводительством большинства.

В подавляющем числе стран исламского мира парламент существует, но его функции, чаще всего, ограничены консультативной компетенцией. В ряде случаев, парламент занимается законотворческой деятельностью полностью контролируемой монархом, а в ряде случаев вообще лишены права ведения законотворческой деятельности (например, в Объединенных Арабских Эмиратах, акты, имеющие силу закона, издаются Советом Эмиров, не смотря на существование Национального собрания). В королевстве Саудовская Аравия такие акты издает король (предварительно обсуждаемые в Консультативном совете – рады аш-шура). Подобные акты не называют законами, т.к. принято считать, что все взаимоотношения, являющиеся предметом законодательства, регламентируются священными книгами – Кораном и Суной[9].

Одним из этапов законотворческой деятельности есть рассмотрение проекта закона в комитете. По результатам рассмотрения, комитет делает доклад, и только после этого проект попадает в парламент. Главной компетенцией парламента в финансовой сфере является принятие госбюджета. Это может выглядеть как общий закон, состоящий из доходной и расходной частей сроком на 1 год, либо как пакет финансовых законов. В подавляющем числе государств, парламент имеет исключительные полномочия в принятии решений о госзайме, о международных кредитах, размере налогов.

С целью информирования общественности, парламент имеет возможность применять следующие формы парламентского контроля:

- запрос правительству, члену кабинета министров, иных органов власти (осуществляется на пленарном заседании);

- прения по заранее намеченным проблемам и вопросам общего направления деятельности кабинета министров. Тему прений вносит на повестку, в основном, оппозиционное меньшинство, но инициатива может исходить и от кабинета министров, депутатской группы. Прения не имеют конечной целью дать оценку работы кабмина;

- парламентские слушания инициируются с целью привлечения пристального внимания общества и государственных структур к проблемам большой общественной весомости. Слушания проводятся в присутствии общественных деятелей, корифеев науки и прочих значимых лиц. Решения, к чему-либо обязывающие, на слушаниях не принимаются1.

За парламентом закреплен контроль за делегированным законотворчеством – актами исполнительной ветви власти (имеющих силу закона). Эти акты направляются в парламент, в некоторых странах акты имеют конечную дату утверждения – иначе они считаются утратившими силу.

В большинстве своем, парламент не участвует в принятии решении по оперативным вопросам внешней политики

Основной компетенцией парламента (Франция, Польша) судебного толка является возможность инициации процедуры импичмента и тому подобных решений (решения о привлечении к ответственности членов кабмина и других высших чиновников). В компетенции парламента находится решение о применении процедуры амнистии.

Права парламента на формирование органов власти в различных странах отличаются. Так, президент США согласованно с верхней палатой Конгресса формирует состав министров, Верховного Суда. Президент Бразилии согласовывает с нижней палатой кандидатуры членов Высшего суда, Генпрокурора, главу Нацбанка. В ряде стран (Япония, Германия) парламент называет имя премьер-министра (при 2-х палатном парламенте, это функция нижней палаты). Есть не мало стран где парламент формирует состав кабинета министров, одобряет его программу действий, и выражает ему свое доверие. Также парламент наделяется правом назначения членов Конституционного суда, Генерального прокурора и прочих высших чиновников. Парламент и его структура формируется под влиянием государственного строя, режима, предыдущего опыта[10]. «Парламент» подразумевает под собой однопалатное учреждение или нижнюю палату 2-хпалатного парламента. Сегодня, в политическом устройстве мира, имеются как 2-хпалатные, так и 1-нопалатные парламенты.

Палаты формируются следующим образом:

- нижние палаты (двухпалатных парламентов) и однопалатные парламенты формируются в процессе прямых выборов (изредка косвенных);

- в ряде государств парламентские кресла бронируются для представителей конкретных религиозных общин, народностей, слоев населения и пр. (в Бангладеш для женщин, в Пакистане для индуистов, в Египте для рабоче-крестьянской прослойки общества, Гренландия и Китай - военнослужащие);

- также, парламентариями, по решению президента, могут стать лица, имеющие особые заслуги перед страной (Египет);

- в Бутане и Брунее большое количество парламентских кресел занимают лица, состоящие на службе непосредственно у короля.

Парламентские кресла, находящиеся в подобном резерве, занимаются в ходе косвенных выборов.

Численный состав парламента отталкивается от некоторых закономерностей. Нижние палаты парламентов всегда многочисленнее верхних. Число кресел в нижней палате (чаще всего) пропорционально числу жителей государства: Китай – 3000 человек (однопалатный парламент), нижние палаты в США – 435, РФ – 450, Польша – 460, Германия – 662, Япония - 512 и т.д. Верхние палаты состоят из: Япония – 252, Франция 319, Испания – 315 человек.

Механизм формирования верхних палат существенно разнится. Это могут быть прямые выборы. Они проводятся на основе особых избирательных правил. Особую специфику имеют верхние палаты парламентов федераций, в данном случае учитываются субъекты федераций.

Каждый регион представлен равным количеством сенаторов (в конгресс США делегируется по 2 человека от штата, в Бразилии – по 3, в Германии – 3-6 человек от каждой земли). В унитарных странах, количество сенаторов может быть пропорционально населению региона.

Полномочия представителей верхних палат длятся дольше чем нижних. Так, в США срок полномочий в нижней палате составляет 2 года, в верхней – 6. Состав нижней палаты и однопалатного парламента переизбирается в полном составе. Представители верхней палаты обновляются по принципу ротации (частично): так, в США при сроке полномочий в 6 лет, состав верхней палаты обновляется на одну треть каждые два года. Не редкость, когда срок полномочий членов верхней палаты аналогичен представителям нижней палаты (Италия, Польша)[11].

Анализируя приведенные выше данные можно утверждать, что объем полномочий парламентов, гарантированных конституцией, регулируется государственным строем, режимом, традициями, культурой и уровнем развития социума. Наравне с этим, можно утверждать о сходстве функций парламентов разных государств.

Перенятие опыта зарубежных стран в сфере формирования парламента, его задач и механизмов функционирования, его позиции в системе ветвей власти может быть полезным для оптимизации деятельности отечественного парламента. Главное, чтобы опыт зарубежных стран был применен на основе досконального анализа, был учтен отечественный опыт, уровень развития отношений в политике и социуме и прочие составляющие.

1.3. Статус парламентария, функции и полномочия парламентов

Вне зависимости имеет ли компетенция парламента конституционные гарантии, сфера деятельности парламента охватывает определенный объем общественных вопросов. В случае, если в Конституции прописаны полномочия парламента, то это следующие вопросы:

- законотворческая деятельность;

- финансовая сфера жизнедеятельности государства;

- надзор за деятельностью кабинета министров;

- формирование органов власти.

Эти четыре пункта демонстрируют минимум полномочий любого парламента. Однако, благодаря дополнениям в конституции и профильным законам полномочия парламента могут быть значительно расширены. Так, парламенту могут быть предоставлены полномочия в вопросах внешней политики, национальной безопасности и обороны, а также судовой системы. Тем не менее первые 4 пункта – основные направления деятельности парламента. Хотя в дополнение к вышеуказанным полномочиям может быть может быть присовокуплено еще право на проведение референдумов и право на передачу части своих полномочий какому-либо правительственному органу.

К слову о законотворческой деятельности парламента – в ряде государств, парламент не только принимает законы, но и разрабатывает их (напр., Конгресс США)[12].

В странах западной Европы проект бюджета готовится кабинетом министров. В США это прерогатива административно-бюджетного управления, подчиняющегося президенту. Но в любом случае – принятие госбюджета сопровождается прениями в парламенте, носящими как финансовый, так политический характер, т.к. бюджет демонстрирует вектор деятельности государства. Парламент анализирует как доходы, так расходы бюджета, и, что логично, стараются, как минимум, уравнять эти две части. Процесс принятия госбюджета – процесс очень сложный и демонстрирует полноту власти и компетентность парламентариев.

Во внешнеполитических вопросах парламент имеет меньшее влияние нежели правительство. Компетенция парламента во внешней политике – внепарламентские взаимоотношения (члены парламента общаются с иностранными коллегами, вырабатывают общее мнение, разрешают спорные ситуации и прочее). Наиболее важная часть подобной деятельности – ратификация международных договоренностей. Подобные документы заключаются главами государств и правительств, но право ратифицировать или денонсировать их – точка влияния на правительство.

В каких-то странах у парламента есть право отклонить или согласовать подобный документ. Парламент отдельных стран наделен правом вносить изменения в международные договора, или правом частичного одобрения. То есть дифференцированный подход к ратифицированию международных договоров – свидетельство более широких полномочий парламента в сравнении со странами, где дано право на «да» «нет».

Парламентской ратификации подлежат договора, влияющие на конституцию страны и другие, не менее важные законы, договора, связанные с материальными расходами в пользу зарубежных стран, изменением территориальных пределов государства.

Так, очень широкие права в сфере международных договоров предоставлены верхней палате Конгресса США, она, ратифицировав договор, имеет право на внесение в него любых поправок. В то время как французский парламент имеет право на «да» и «нет».

В ряде стран, парламентарии избирают главу государства (ст.54 Конституции Германии гласит о том, что президента выбирает Федеральное собрание). Федеральное собрание, в свою очередь, состоит из представителей нижней палаты и представителей земель.

Правовой статус парламентария регулируется конституцией, законами и парламентским регламентом, а потому статус парламентария – сложная комбинация прав и обязанностей. Парламентарии зарубежных стран не имеют прямых взаимоотношений с группами избирателей. На Западе принято считать, что парламентарий отстаивает интересы не конкретной группы избирателей, а всего населения в целом, и таким образом, он освобожден от защиты частных интересов и сосредоточен на работе во благо всего народа. Данный принцип поддерживают все западные политологи.

Но тем не менее, западные парламентарии взаимодействуют со своими избирателями гораздо плотнее нежели «депутаты» бывшего СССР. Если парламентарий желает переизбраться (а он наверняка желает), то он безо всяких напоминаний и принуждений контактирует со своим электоратом, изучает его, с тем, чтобы от него услышали желаемое. Также, за рубежом парламентарии являются профессиональными политиками, за время своей каденции они теряют иные профессиональные навыки, и работа в парламенте становится единственным источником доходов[13].

Парламентариям предоставлен ряд дополнительных полномочий, дающим им возможность более качественного исполнения своих обязанностей и гарантирующих беспрепятственность их деятельности. Так, парламентарии имеют право на получение денежного вознаграждения. Размер его зависит от закона, принятого парламентом. Помимо заработной платы, парламентарии получают средства на штат помощников. Конгрессмен США имеет штат из двух помощников (один при нем в столице, второй по месту избрания). Если конгрессмен руководит важным комитетом, штат помощников может достигать 18 лиц.

Немаловажными составляющими статус парламентария являются иммунитет и индемнитет. Иммунитет (неприкосновенность) гарантирует недопущение судебного преследования парламентария без санкции парламента или органа, наделенного подобным правом. Исключение – если парламентарий был застигнут на месте преступления.

Основный смысл данного способа защиты – страховка парламентария от давления на него со стороны государственной машины, если его деятельность не находит одобрения у государственных чиновников. Однако данная защита не является абсолютной. Согласно Конституции США, конгрессмен не несет ответственности за свои высказывания только в здании конгресса. Японские парламентарии не несут ответственности исключительно за свои слова, мнение и результаты голосования в стенах парламента. Иначе говоря, вне парламента они практически не отличаются от обывателей. Но чаще всего неприкосновенность подразумевает невозможность задержания парламентария как в парламенте, так и за их пределами1.

Индемнитет трактуется двояко. Индемнитет депутата – это не наступление ответственности по завершении каденции. Также индемнитет в ряде стран – это денежное жалование парламентария. В подавляющем числе стран Запада зарплата парламентария высока, и может составлять порядка 75% от зарплаты министра[14].

Таким образом, можно сделать вывод, что  главными привилегиями парламентария являются иммунитет и индемнитет, гарантирующие неприкосновенность по результатам своей профессиональной деятельности как в течении каденции, так и по ее окончанию. Все остальные привилегии аналогичны привилегиям госслужащих.

Порядок прекращения депутатских полномочий.

Полномочия парламентария заканчиваются по завершению срока избрания, или окончанию срока созыва парламента. Так, если парламент работал 4 года, а парламентарий в его состав в последнем году, то срок полномочий парламентария будет всего один год. Если парламент распущен, то полномочия парламентариев аннулируются.

Лишится своего мандата парламентарий может и в случае признания результатов выборов недействительными. Такое может произойти, если вскроются факты нарушения процесса волеизъявления, и прочих нарушений избирательного законодательства.

Полномочия парламентария могут быть прекращены решением парламента. В ряде случаев, парламентарий может быть лишен не только неприкосновенности, но и мандата.

В Европе несовместимы госслужба и обязанности депутата.

Также в Германии есть положение в законодательстве, позволяющее лишать мандатов тех парламентариев, которые представляют неконституционные партии[15].

Глава 2. Парламентаризм в зарубежных государствах

Термин «парламент», как название для законодательной ветви власти применим во многих государствах. В США и ряде стран Латинской Америки он носит название Конгресс, в Польше – Сейм, в РФ – Федеральное собрание. Парламент сегодня - это многомерный, сложносоставной механизм, имеющий многосторонние взаимосвязи и взаимоотношения с другими властными структурами. В литературных источниках содержатся формулировки, характеризующие парламент так, что дают возможность показать его двойственную сущность в качестве представительной и законодательной ветви власти. Эти две характеристики связаны между собой т.к. принцип «выборности» и полученные полномочия от народа дают возможность парламенту заниматься законотворчеством и прочими властными занятиями.

Термин «законодательная власть» показывает основное, но далеко не единственное предназначение парламента. Количество полномочий, предоставляемых парламенту конституцией всецело зависит от политического режима, государственного строя и культуры общества в целом. В парламентских республиках их полномочия наиболее широкие. Парламент регулирует и осуществляет надзор за всеми сферами жизнедеятельности страны: законодательство, исполнительная власть, судебная система, госбюджет.

Западный парламентаризм гораздо старше российского. Парламент Британии – родоначальник всех парламентов. Представительное учреждение было сформировано на фундаменте Великой Хартии Вольностей 1215 года, но полноценно начало функционировать с 1265 года, когда на королевский совет начали приглашать по 2 рыцаря от графства и 2 делегата от самых больших городов.

Англия – первое государство, парламент принял весь объем власти. На смену эпохи парламентаризма пришел абсолютизм, что принесло тиранию и тяжелейшее положение для населения. Для возврата к парламентаризму потребовалась бескомпромиссная борьба с монархом, и в итоге борьбы, представительская форма правления была провозглашена как фундамент государственности Великой Британии[16].

Древнейшими парламентами признаны парламент о. Мен и исландский парламент, возникшие в десятом столетии. Парламент о. Мен сформированный в 979 году, функционировал беспрерывно, а парламент Исландии, созданный в 930 году, прерывал свою официальную деятельность в 1801 году и в 1845 году.

Принцип Конституции США декларирует жесткое разделение ветвей власти. Первая статья основного закона касается законодательной ветви (Конгресс), состоящему из 2-х палат – Палаты представителей и Сената. Палата представителей насчитывает 435 парламентариев, длительность действия мандата – 24 месяца. Избираться могут граждане США, возрастом от 25 лет и живущие в штате, в котором баллотируются, не менее семи лет.

Срок каденции сенаторов (два человека от каждого штата) составляет шесть лет, но в сенате применим принцип ротации – каждые два года список сенаторов обновляется на одну треть. Чтобы стать сенатором следует достигнуть 30 лет, быть гражданином США на протяжении последних девяти лет, быть жителем штата от которого избираешься.

Немаловажную роль отыгрывает комитет всей палаты – палата всем составом преобразуется в комитет для принятия в упрощенном порядке сверхсрочных или абсолютно непротиворечивых законов. Для нейтрализации разногласий между палатами, формируются согласительные комитеты. Их главами становятся согласно принципу старшинства заседания в конгрессе, и им предоставлено право создания подкомитетов (сегодня их двести), исключительно они имеют право голоса в СМИ от имени подкомитетов.

Конгресс функционирует в режиме сессии. Ежегодная сессия длится порядка 8 месяцев и стартует 3 января ровно в полдень.

Основным занятием Конгресса является законодательная деятельность. Инициатива может принадлежать обеим палатам. Для ускоренного рассмотрения проекта закона, его одновременно вносят в повестку дня обеих палат. Проект бюджета имеет право вносить на рассмотрение исключительно президент. Конгрессмены подобного права лишены.

В США существуют законы двух типов: публичного характера и частного (касающиеся отдельных персон).

Также в ведении Конгресса принятие резолюций, часть из которых имеют преимущество над законом. Поправки к конституции принимаются как объединенные резолюции.

Устройство и механизм формирования парламента Франции

Высшее представительный орган Республики Франция – парламент, состоящий из 2-х палат. Национальное собрание (нижняя палата) – формируется прямым избирательным процессом по мажоритарной системе. Срок полномочий избранников – пять лет. Избираться имеют право граждане Франции, достигшие 23 лет, и имеющие право избрания. Вместе с парламентарием выбирается и его преемник, который займет его место в случае прекращения его депутатских полномочий. В случае, если и преемник утратил полномочия, а до очередных выборов еще более полугода, назначаются дополнительные выборы. Ежегодная сессия нижней палаты продолжается максимум 120 дней.

Сенат (верхняя палата) – насчитывает 321 члена избираемых согласно смешанной системе: 1/3 по результатам выборов в департаментах, заграницей и на территориях, имеющих особый статус. Специфика подобных выборов в том, что претендент имеет возможность баллотироваться сразу во 2-й тур, где критерием победы является получение относительного большинства голосов. Для этого нужно получить не менее ¼ от общего количества зарегистрированных избирателей. Участие в голосование для таких лиц обязательно, в противном случае им грозит штраф. Следующая 1/3 часть сенаторов избирается от департаментов по пропорциональной системе в один тур. Третья 1/3 членов сената, представляющих избирателей, находящихся за пределами республики по пропорциональной системе (в данном случае действует правило наибольшей средней с закрытыми списками). Выборы проводятся в МИДе[17].

Парламентарии наделены неприкосновенностью. Парламентарий может подвергнуться аресту исключительно с согласия бюро его палаты.

Глава 3. Развитие парламентаризма в Российской Федерации

Точкой отсчета российского парламентаризма является 1905 год, тогда был учрежден первый парламент, в функциональные обязанности которого вменялись: законотворческая деятельность, анализ государственной политики и контроль над госаппаратом. Манифест от 17.10.1905 года провозгласил создание законодательного, выборного органа – Государственной Думы, а верноподданным империи – политические права. Декларировалось, что с момента учреждения Думы ни один закон не будет издан без ее на то согласия. Дума первого съезда просуществовала всего чуть более 70 дней, была распущена, но успела стать источником возникновения российского плюрализма. Именно первая дума стала центром реализации чаяний и надежд первых официальных партий России.

С возникновением парламента, Российская империя сделала шаг к разделению ветвей власти, но до официального разделения ветвей прошло очень много лет российской истории[18].

Зародыш российского парламента (как на сегодня можно охарактеризовать первую Дума) состоял из 2-х палат: нижней – Госдумы, и верхней – Госсовета. Образцом выступила парламентская система Англии. Обеим палатам предоставили равные законодательные полномочия (за исключением основополагающих законов, они остались в ведении Николая Второго). Примечательно, что самодержец (как и основная масса монократов) имел право абсолютного вето – без его согласия закон не начинал работать. Ст. 94 Основных законов гласила: «Пока новым законом положительно не отменено закон существующий, он сохраняет полную свою силу». Тем самым была предпринята попытка утвердить в России верховенство закона.

По результатам реформ избирательной системы 1990 года, был создан относительно самостоятельный российский парламент - Съезд народных депутатов РСФСР. Народные избранники определили вектором своей деятельности – получение независимости согласно ранее принятой Декларацией о государственном суверенитете РСФСР.

Перечислим основные отличительные признаки Конституционного суда от Комитета конституционного надзора: функция суда не изменилась – в случае нарушения положений конституции РСФСР, представление суда должно было быть рассмотренным в течение 30 дней. Россияне получили ранее неосуществимую возможность подать жалобу о нарушении своих прав и свобод, гарантированных Конституцией. У суда появилось право рассмотрения законности политических партий, решать спорные ситуации, касающиеся полномочий органов власти (изменения конституции от 1992 года).

Анализируя суд, нельзя обойти вниманием проблему его политизации (невзирая на закон о КС РФ не дающим права на рассмотрение политических дел). Начало процесса относится к середине 1992 года, когда КС обвинил власти в неэффективном процессе законотворчества, неудовлетворительной динамике ликвидации задолженностей по выплатам зарплат, неудовлетворительные результаты борьбы с организованной преступностью. Глава Конституционного суда отметил тотальное обнищание населения, о провале реформ экономики. В ежегодном послании «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации» говорится об усилении конфликта с властями. Была произведена попытка главы КС выступить в роли переговорщика президентом и главой парламента. Подобные действия объясняются широким толкованием ч.1 ст.80 закона о КС РФ.

Но конфронтация ветвей власти возрастала. Это пояснялось нарастанием системного политического и правового кризиса, а значит работая с разрешением политических вопросов, КС невольно оказывался втянутым в политические игры, что вело к кризису внутри самого КС. Все стало ясным в момент издания президентского указа «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Практически мгновенно КС сделало заключение о несоответствии указа нормам основного закона, и что является поводом лишения его должностных полномочий. Ряд членов КС отказались принимать участие в заседаниях КС до принятия новой Конституции[19].

Наличие Федерального Собрания не гарантировало прочных парламентских взаимоотношений с остальными ветвями власти. Только с 3-й попытки, медленными темпами начал формироваться и эволюционировать парламентаризм в России. ФС РФ, в отличие от парламентских органов РСФСР, бесспорно парламентское учреждение. Конституция РФ от 1993 года гласит (статья 94) – Федеральное Собрание является парламентом РФ[20].

Как и положено парламенту, ФС следует механизму разграничения функций между ветвями властей, и в отличие от Верховного совета и съездов не имеет статуса «верховного». Федеральное собрание не наделено монопольными полномочиями и не имеет полноты высшего органа власти1.

Список компетенций Совета Федерации и Госдумы перечислены в Конституции (статьи 102, 103). Суть деятельности этих учреждений заключается в следующем: Госдума основной орган законотворчества РФ, а Федеральное Собрание выполняет функцию согласования или несогласования результатов работы Госдумы1.

Относительно иных функций, то Госдума ориентирована на решение кадровых вопросов высшего уровня и надзор за исполнительной властью в сфере социальных, финансовых и экономических вопросов. Можно утверждать, что Госдума - это механизм сдерживания Правительства1.

Федеральное Собрание, как и подобные ему верхние палаты – собрание политического бомонда, его функция заключена в единственной функции – законотворчестве. Конституция РФ и другие законодательные акты постулируют принцип невозможности совмещать депутатскую деятельность и иными формами возмездной деятельности (исключение – наука, творчество, педагогика).

Конституция говорит о том, что основная компетенция Госдумы – принятие федеральных законов (что полностью соответствует мировой практике).

Законами предусматривается совершенно разные полномочия палат парламента. Это своеобразный механизм противовесов в процессе функционирования Федерального Собрания1.

Принятие в 1993 году Конституции положило начало усилению государственности в принципиально ином качестве, направленного на возврат России в лоно общедемократических традиций. Общемировые принципы парламентаризма закреплены конституционно. Федеральное Собрание - это новый этап становления отечественного парламентаризма[21].

Современный парламент в России – это адаптированный к отечественным условиям мировой опыт парламентаризма. В ходе эволюции отечественного парламентаризма, не стоит отрицать опыт зарубежных стран, но важно делать поправку на исторический путь России, менталитет населения, на его шкалу ценностей, приверженности демократическим ценностями, и представлению о справедливости. Одновременно важно помнить, что идеальных моделей парламента нет, следует создавать жизнеспособную смесь мирового опыта и отечественного наследия. Основная задача сегодняшнего отечественного парламентаризма – взращивание и претворение в жизнь главных элементов парламентаризма, их консолидация с политической системой и социальных взаимоотношений России.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можно сделать выводы:

1.      Парламент как часть властной системы самостоятелен относительно прочих ее ветвей.

2.     Независимость - основное условие корректной работы парламента. Конституция не разграничивает в точности сферы законодательства, коими имеет право заниматься Федеральное Собрание, а значит парламент имеет полномочия создавать законы, относящиеся к любой сфере. Федеральное Собрание неподконтрольно правительству. Парламент единолично предопределяет свой внутренний состав и процедуру, следуя исключительно слову Конституции РФ. Никому не дано право вмешательства в законотворческую функцию Федерального Собрания, что гарантирует независимость парламента в совершении своей основной деятельности. Парламентская независимость не наделена неограниченностью. Независимость сдерживается такими конституционными рычагом, как референдум, что даёт возможность принятия законов без участия парламента, вводить ЧП и ВП (замораживающие действие законов, право КС РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Госдуму при некоторых обстоятельствах, ратифицированных международных договоренностей).

3.     Федеральное Собрание зиждется на принципиально новом осознании народного представительства. Законодательные органы теперь не формируют единую вертикаль, последовательного подчинения снизу-вверх, причем Федеральное Собрание занимает высшее положение в качестве органа федеральной законодательной власти.

4.     Конституционная характеристика Федерального Собрания гласит, что это законодательный орган РФ. Данная функция свидетельствует, что Федеральное Собрание наделено исключительным правом принимать федеральные законы. Не существует иного государственного органа, наделенного подобными компетенциями. В этом заключена влиятельность парламента, то есть возможность в пределах своей компетенции коренным образом оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства путем законотворчества.

5.     Автономность и независимость парламента произрастает из принципов независимости народонаселения и разделения власти. Данная власть образована на почве прямого волеизъявления населения, а значит парламент независим от Президента и судебной ветви власти, причем плотно с ними взаимосвязан. Президент РФ - один из участников законодательного процесса, имеющий право вето, а КС РФ наделен правом объявить любой закон неконституционным, то есть не имеющим законной силы. Это прямое свидетельство того, что парламент в определенной конституционной системе, баланс которой достигается взаимными противовесами трех основных ветвей власти. Подобная уравновешенность полномочий помогает поддерживать конституционный порядок.

Список источников используемой литературы

  1. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: [учебник] / А. С. Автономов, В. А. Сивицкий, А. И. Черкасов; под ред. д. ю. н. А. С. Автономова. – М.: Юриспруденция, 2003. – 400 с.
  2. Актуальные проблемы развития современного российского парламентаризма. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. – 56 с
  3. Барашков Г.М. Парламенты мира: Учебно-метод. пособие / Г.М. Барашков. – М.: Норма, 2010. – С. 200-217.
  4. Баранова Н.П., Романов Р.М.Парламентаризм в России: история и современность. - М.: Современная экономика и право, 2015. – 392
  5. Власть и демократия. Зарубежные ученые о политической науке / Под ред. Е.М. Сафроновой. – М., 2012. – С. 34-38.
  6.  Выстропова А.В. Парламентское право России: Учебное пособие / А.В. Выстропова. – Волгоград: ВолГУ, 2007. –155 с.
  7. Государственная Дума начала ХХ в.: статус и полномочия // Опыт российского парламентаризма. К 100-летию образования Государственной Думы: Материалы межвузовской научной конференции, 25 мая 2006 г. – Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2006. С. 10-14.
  8. Двухпалатный парламент: российские реалии и зарубежный опыт. УрГУ, Екатеринбург, 2001. Библиогр. 17 назв. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 28 июня 2001 г. № 56592. – 31 с.
  9. Зиллер Ж. Политико-административные системы стран ЕС. Сравнительный анализ / Ж. Зиллер. – М. : Основи, 1996. – 420 с.
  10. Карпов А. В. Современное состояние и тенденции развития парламента ризма в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 4. – С. 10-14.
  11.   Каширина Т.В. История государства и права зарубежных стран / Т.В. Каширина, А.В. Митин, В.Э. Кемниц. – М.: МИЭМП, 2011. – С. 190-246.
  12. Сартори Дж. Сравнительная конституционная инженерия. Исследование структур, мотивов и результатов: [пер. з 2-го анг.вид.] / Дж. Сартори. – К. : АртЕк, 2001. – 224 с
  13. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / Под общ. ред. д. ю. н. Булакова О. Н. – М.: "Изд-во Эксмо", 2005 г. С.30.
  14. Современный российский парламентаризм: историография проблематики. УрГУ, Екатеринбург, 2001. Библиогр. 21 назв. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 28 июня 2001 г. № 56590. – 24 с.
  15. Стращун Б.А.. Рыжов В.А. Законодательная власть: Парламент / В.А. Рыжов, Б.А. Стращун. – СПб.: «Знание», 2010. – С. 56-78.
  16.  Практика парламентаризма в России // Жизнь, отданная науке: межвузовские научные чтения, посвященные памяти профессора В.Ф. Мамонова, 29 марта 2002 г.: тезисы докладов. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. С. 145-150.
  17. Обухов С.П. Российский парламентаризм между признанием и отторжением / С.П. Обухов. – М.: ИПЦ «Маска», 2012. – 593 с.
  18.  Опыт парламентаризма в России // История. Право. Образование: Материалы II региональной научной конференции молодых историков, 21-22 25 февраля 2006 г.Ч. I / Отв. ред. Е.Г. Неклюдов. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. С. 33-37.
  19.  Парламентаризм как институт политической власти // Материалы IX Международной конференции «Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования», посвященной памяти профессора Л.Н. Когана. . – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2006. С. 12-13.
  20. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.
  21. Юдин Ю.А. Парламентаризм в современном государстве / Ю.А. Юдина. – М.: «Знание», 2008. – С. 55-57.
  22.  Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. – М., 2000. – 145 с.